Четверг, 25.04.2024, 13:19Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный двор
Меню сайта
Праздники Украины
Категории раздела
Мои статьи [11]
Математика [50]
Литература [24]
География [66]
История [76]
Химия [21]
Русский язык [61]
Биология [31]
Пословицы скороговорки [39]
Загадки для школьников [68]
Биография русских поэтов и писателей [83]
Биография украинских поэтов и писателей [40]
Биография зарубежных поэтов и писателей [56]
Школьные сочинения [325]
Задачи [15]
Открытки [6]
Рисунки из символов [14]
Шкільні твори на українській мові [174]
Характеристики литературных персонажей (героев) [41]
Физика [14]
Сопромат(Труд) [5]
Астономия [7]
Мифология [22]
Физминутка [5]
Класні виховні заходи [128]
Cценарії свят та виховних годин, інформаційні хвилинки
Поделки для детей [140]
Новогодние костюмы [16]
Песни для школьников [37]
Стихи для школьников [325]
Все на українській мові [321]
Коллекция СМС [25]
Детские игры [39]
Азбука природы [19]
Кредитка
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Школьные сочинения

Сочинение. ВОЙНА НАРОДНАЯ В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
ВОЙНА НАРОДНАЯ В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Роман «Война и мир» — роман-эпопея: в нем отразились сила и характер великого народа в момент, когда решалась его судьба. В романе дана широкая панорама общественно-политической жизни России, картины быта и семейного бытия. В центре этих собы­тий — Отечественная война 1812 года, которая стала своеобразной проверкой помыслов, дел и свершений тысяч людей, их моральных качеств и духовной силы.
Но, по мнению писателя, «война — это любимая забава празд­ных и легкомысленных людей». «Война и мир» — антивоенное произведение, в котором изображены бессмысленная жестокость и хаотичность происходящего. Например, эпизод драки французского и русского солдат из-за банника, описание всех сражений и состав­лений диспозиций к ним, картины военных госпиталей. Толстой первый дифференцировал войны на захватнические и освободитель­ные, считал развязывание войн величайшим преступлением перед народами.
Война 1805—1807 годов — война ненужная и непонятная рус­скому солдату, война, которая велась на чужой территории, прино­ся лишения, страдания и смерть русским воинам; поэтому в ней солдаты лишь выполняли свой воинский долг, подчиняясь дисцип­лине и воинским законам. Все далеки от патриотизма в этой войне: офицеры думают о наградах и личных почестях, даже Андрей Бол­конский мечтает только о своем Тулоне; генералы хладнокровно ре­шают судьбы людей на бумаге и с помощью дипломатических ухищрений, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой, к родному очагу. В битве под Шенграбеном русские жертвовали собой во имя спасения своих товарищей, проявляя при этом чудеса храб­рости, но это делалось бессознательно, инстинктивно. Даже Куту­зов в этой кампании не величествен, как во время Отечественной войны, которая делает его великим историческим деятелем.
Война 1812 года обнажила все общественные силы и отноше­ния, нарушила привычный ход жизни, захватив всю нацию. Когда война велась за пределами страны, народная Русь еще не подня­лась, не ощутила национальной опасности. Эта война — яркое вы­ражение глубоких патриотических чувств как передовым дворянст­вом, так и народными массами. Проявляя любовь к родине, рус­ские люди предпочитали уничтожить свое имущество, чем отдать его врагу. Началась стихийная эвакуация — все знали только одно: «под властью французов оставаться было нельзя».
Народное сознание как грозная и карающая сила впервые про­явилась при приближении врага к Смоленску. В романе появляют­ся массовые сцены, отражающие настроение самых разных слоев народа — дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. При­чиной поражения наполеоновской армии был «характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения нена­висти к врагу в русском народе». Именно в этот момент рождалось то, что должно было погубить французов: волна народного гнева и
возмущения, сознание ответственности за судьбу родной земли, что впоследствии вылилось в партизанскую войну — «дубину, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов». Во время бегства французов партизанских партий были сотни, «была старостиха Василиса, побившая сотни французов», «был дья­чок начальником партии, взявший в месяц несколько сот плен­ных», — «цель народа была одна: очистить свою землю от нашест­вия».
В армии этап народной войны начался с прибытием Кутузова, воплощавшим народные чаяния и надежды. Барклай де Толли — «болтай, да и только», как его называли солдаты, — был несомнен­но талантливым полководцем, но для поддержания духа войска нужен был русский человек, искренне заинтересованный в ходе войны, в которого бы поверила армия и пошла бы за ним. В проти­воположность войне 1805 года русские войска не желали оставать­ся в бездействии, они жаждали битвы с врагом, отмщения за разо­рение своей страны, не желали отступать.
Все лучшие качества русского войска проявились на поле Боро­динского сражения, которое явилось переломным моментом в ходе войны, после чего французы уже не могли оправиться. Рисуя един­ство духа армии, оптимистические настроения солдат и офицеров, Толстой показывает, что победоносный исход войны определился в первую очередь духом войска и народа. Недаром Кутузов так забо­тился о духе армии, задерживал правдивые, но неутешительные вести с Бородинского поля и пускал по армии заведомо ложные све­дения, которые могли поднять дух войска. Зная, что предстоит смертельная схватка с врагом, требующая напряжения всех сил, что решается судьба народа, Москвы, Отечества, солдаты смотрят на Бородинское сражение как на общенародное, национальное дело: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва, один конец сделать хотят», — говорит Пьеру один солдат. Высокая нрав­ственная и духовная сила русского войска не могла не принести окончательной победы над врагом, «дубина народной войны» унич­тожала врага с невиданной доселе силой: «мира не может быть, по­тому что такова воля народа».
Выразителем патриотического духа русской армии, ее идейным вдохновителем и руководителем являлся Кутузов. Внешне дрях­лый, инертный, слабый старик оказался силен и красив внутренне: он один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, видя перед собой лишь одну вели­кую цель, которая была его стремлением и желанием, — победу над ненавистными захватчиками. Его «простая, скромная и потому истинно величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали».
Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и вре­мени — с одной стороны, и с другой — нравственного духа войска, о котором он всегда ревностно заботился. Он глубже других пони­мал значение каждого события в ходе войны; связь с родиной, с русской землей, единство с армией были источником его силы как полководца, так и человека. Патриотизм Кутузова, как и патрио­тизм простых русских людей — Тушина, Тимохина, Тихона Щер­батого, — лишен внешних эффектов, его патриотизм основан на уверенности в силе и мужестве русского человека, на вере в победу.
После победы над нашествием Кутузов оказался не у дел. Он «не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».
Кутузову противостоит Наполеон — наглый и жестокий завое­ватель, который одержим манией величия и считает, что «дрожа­ние моей левой икры есть великий признак». Наполеон безмерно властолюбив, жаждет славы и почестей, равнодушен не только к людям, по трупам которых можно идти к власти, но и к собствен­ному сыну, перед чьим портретом он «сделал вид задумчивой неж­ности»,
Толстой считал, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Даже портрет Наполеона, «маленького, с круглым жи­вотом и жирными ляжками коротких ног», вызывает к нему не­приязнь и отвращение. Толстой разоблачил Наполеона как душите­ля национальной независимости народов, самолюбивого деспота, антигуманиста, развязавшего кровавую войну, поражение которо­го— закономерность, обусловленная ходом народной войны.
Всех героев романа война разбила на два «лагеря»: один связан с помыслами о судьбе родины, о воинском долге и чести, другой — с домоганием привилегий, блестящих карьер, «рублей, чинов, крес­тов» и с равнодушием к делу и долгу. Народной войне противопо­ставлен холодный, наглый расчет верхушки общества, думающей лишь о личной выгоде, занятой лишь корыстью. Сущность салонов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой во время войны была столь же пустой, как и до нее. Хозяйки салонов, так же как и их гости, не способны на высокие чувства патриотизма, они могут лишь заменить их суррогатом трескучих фраз, дешевых афишек и громких разговоров. Разные берги и друбецкие — «дрянь александ­ровского поколения» — в душе радуются нашествию, как случаю получить материальные выгоды и привилегии.
Высокий патриотический дух и нравственная сила и превосход­ство русской армии принесли ей победу, которая выражается от­нюдь не в захвате вражеских знамен и пленении вражеских полко­водцев. Это прежде всего нравственная победа, ставшая залогом спасения родной земли от захватчиков.
Категория: Школьные сочинения | Добавил: ZZolotko (27.06.2009)
Просмотров: 1206 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
SiteHeart
загрузка...
загрузка...
Друзья сайта













   















Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0