Лекция № 5. Изменение согласных и гласных звуков русского языка - Русский язык - Каталог статей - Школьный двор
Четверг, 08.12.2016, 11:50Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный двор
Меню сайта
Праздники Украины
Категории раздела
Мои статьи [11]
Математика [50]
Литература [24]
География [66]
История [76]
Химия [21]
Русский язык [61]
Биология [31]
Пословицы скороговорки [39]
Загадки для школьников [68]
Биография русских поэтов и писателей [83]
Биография украинских поэтов и писателей [40]
Биография зарубежных поэтов и писателей [56]
Школьные сочинения [325]
Задачи [15]
Открытки [6]
Рисунки из символов [14]
Шкільні твори на українській мові [174]
Характеристики литературных персонажей (героев) [41]
Физика [14]
Сопромат(Труд) [5]
Астономия [7]
Мифология [22]
Физминутка [5]
Класні виховні заходи [128]
Cценарії свят та виховних годин, інформаційні хвилинки
Поделки для детей [140]
Новогодние костюмы [16]
Песни для школьников [37]
Стихи для школьников [325]
Все на українській мові [321]
Коллекция СМС [25]
Детские игры [39]
Азбука природы [19]
Кредитка
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Русский язык

Лекция № 5. Изменение согласных и гласных звуков русского языка
Лекция № 5. Изменение согласных и гласных звуков русского языка

Звуки не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга, вызывая различные звуковые изменения.

 В потоке речи звуки сочетаются друг с другом, образуя слова, речевые такты, фразы. Способность звуков сочетаться друг с другом называется синтагматикой, а сами сочетания звуков – синтагмами.

Выступая в сочетании  друг с другом, звуки в одних условиях сохраняют свои качества, в других – изменяют их. Способность звуковых единиц варьировать называется парадигматикой, а совокупность вариантов одного звука – парадигмой: [с'н'э́гъ / ćк / с'н'иэга́ / с'нэг'и́р' / c'н'ьгÙв'и́к ].

 

[г], [г'], [к] - это парадигма звука [г], т.е. вариант одного и того же звука [г]; [э], [иэ], [ь] –парадигма звука [э].

 

           С учением о синтагматике и парадигматике связаны понятия позиции звуков.

Позиция – это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: [до́м – то́м / жа́р– ша́р // м'и́р / сы́р / са́т / му́ш / ро́м /л'э́с //].

 

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: [ту́т / са́т / сÙды́ / съдÙво́т//].

 

Изменение согласных звуков

Для  согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости и звонкости; 2) твердости и мягкости.

I. Сильные и слабые позиции по звонкости и глухости

1. Сильными позициями по звонкости и глухости являются для парных звуков:

а) положение звонких и глухих согласных перед гласными: [ба́р – па́р / го́ркъ – ко́ркъ / д́лъ – т́лъ];

б) положение звонких и глухих перед сонорными: [бл'э́ск – пл'э́ск /п'ĵу́б'ĵу́ / гну́т – кну́т];

в) положение звонких и глухих согласных перед губно-зубными звуками [в], [в']: [дво́įь – тво́į / св'э́т – зв'э́р'];

г) непарные звуки всегда находятся в сильной позиции, т.к. они могут иметь только одно звучание – или глухой, или звонкий.

2. Слабыми позициями по звонкости и глухости являются:

а) позиция в абсолютном конце слова. В русском языке действует закон конца слова, суть которого заключается в том, что парные звонкие согласные оглушаются: [ло́п / но́ш / са́т / с'н'э́к];

б) позиция перед глухими согласными, где звонкие согласные оглушаются: [ло́ткъ / но́шкъ / пропкъ];

в) позиция перед звонкими согласными, где глухие согласные озвончаются: [про́з'бъ / вÙгза́л / мълÙд'ба́];

При оглушении звонких согласных и озвончении глухих согласных наблюдается уподобление (ассимиляция) предшествующего согласного последующему.

 

II. Сильные и слабые позиции по твердости и мягкости

1. Сильными позициями по твердости и мягкости являются:

а)  перед гласными: [са́т – с'а́т' / лу́к – лу́к / сэ́р – с'э́р];

б) позиция в абсолютном конце слова: [в'э́с – в'э́с' /тро́н – тро́н' / дво́р – дв'эр'];

в) перед заднеязычными: [ба́нкъ – ба́н'къ / го́ркъ – го́р'къ / д'э́тк'и – д'а́т'к'и];

г) непарные звуки по твердости и мягкости всегда находятся в сильной позиции.

2. Слабой позицией по твердости и мягкости является:

а) положение твердых зубных перед мягкими зубными: [л'и́с'т'ик / ф'с'о́ / в'з'а́т'];

б) положение твердых зубных перед мягкими шумными передненебными: [ба́н'ш̅'ик / збо́р̅'ик];

в) положение твердых зубных перед [ĵ]: [с'ĵэ́л /друз'ĵа́ / в'ĵу́гъ];

г) положение твердых зубных перед мягкими губными: [бÙм'б'и́т' / з'м'э́į / т'э́р'п'ит].

(В современном русском языке смягчение согласного перед мягким колеблется)

д) мягкие согласные в редких случаях могут отвердевать перед твердыми: [бунта́р' ®  бунта́рск'иį / м'э́т' ® м'э́дныį ].

Некоторые согласные звуки в произношении имеют более продолжительное звучание по сравнению с другими согласными. Такие согласные называются долгими.

Например, в русском языке звук, обычно обозначаемый буквой щ – ̅'], может быть только долгим звуком: щука – [ш̅́ка], прощай - [прÙ ш̅́i] и т.д.

В орфографическом письме долгота согласного чаще всего передается постановкой рядом двух одинаковых букв, обозначающих данный согласный: касса (ср.: коса), балл (ср.: бал), колосс (ср.: колос).

Долгие согласные могут находиться в корнях слов: Россия, жужжать, дрожжи и т.д.

Кроме того, долгие согласные могут появляться на стыке предлога и следующего за ним слова, приставки и корня или корня и суффикса, когда два одинаковых рядом стоящих согласных звука сливаются в один долгий согласный: [Ùт̅эб'а́] – от тебя, [рÙс̅'в'э́т] – рассвет, [в̅Ùз'и́т'] – ввозить, [ч'угу́н̅ыi] - чугунный и т.д.

Часто бывает так, что постановка рядом двух одинаковых букв в орфографическом письме наблюдается там, где в произношении нет долгого согласного.

Например, в следующих словах мы обычно произносим краткие, а не долгие согласные, хотя на письме обозначена их долгота: аллея – [ал́iь], искусство - [иску́ствъ], артиллерия - [Ùрт'ил'э́р'иiь], баррикада - [бър'ика́дъ], грамматика - [грÙма́т'икъ], коллекция - [кÙл'э́кцыiь] и т.д.

Это обстоятельство создает известные трудности в освоении орфографии данных слов учащимися. 

Выпадение согласных звуков

В некоторых случаях при стечении нескольких согласных звуков один из них может не произноситься. Однако в других формах слова или в родственных словах он произносится.

Например: прелестный - [пр'л'э́сныi], но прелесть - [пр'э́л'ьс'т'], поздно - [по́знъ], но опоздал - [ÙпÙзда́л], свистнуть - [с'в'и́снут'], но свистеть - [с'в'ис'т'э́т'].

Выпадающие согласные звуки по правилам русской орфографии на письме обозначаются соответствующими буквами.

 

                     Изменение гласных звуков русского языка

Для гласных звуков сильной позицией является их ударное положение:

[со́м / ма́к / м́р / ды́м / лу́к / хл́п ].

Если гласные находятся в безударном положении, то позиция является слабой: [трÙва́ / дрÙва́ / м'иэста́].

Степень изменения гласных в безударном положении зависит от того, какое место они занимают по отношению к ударному. Так, в слове огоро́д оба безударных гласных [о] произносятся как [Ù]; а в слове молоко́ первый [о] стоит во второй предударной позиции и произносится как [ъ] (звук близкий к [ы]): ълÙко́].

Изменение гласных звуков в безударном положении зависит еще и от того, после каких согласных (твердых или мягких) они стоят. Например: гласный [и] после твердых согласных произносится как ]: цирк – [цы́рк], жизнь - [жы́зн'], ширь - [шы́р'].

Изменение гласных звуков в слабых позициях называется редукцией (от лат. reductio – приводить, обратно).

Различают качественную и количественную редукцию.

Ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, называется качественной редукцией: [ч'а́с / ч'иэсы́ / ч'ьсÙфш̅'и́к]; [го́лъву / гÙло́ф / гълÙва́]; [во́ды / вÙда́ / въдÙво́с].

Уменьшение и долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении тембра называется количественной редукцией: [лу́к / луга́ / лугÙво́i], [сы́р / сыры́ ].

 

 

Вопросы:

1.  Что такое синтагматика и парадигматика фонетических единиц?

2.  Дайте определение позиции звуков.

3.  Какие позиции для согласных звуков являются сильными?

1.  Какие позиции для согласных звуков являются слабыми?

2.  В каких случаях произносятся долгие согласные звуки?

3.  В каких случаях происходит выпадение согласных звуков?

4.  Какие позиции являются для гласных звуков сильными?

5.  Какие позиции являются для гласных звуков слабыми?

6.  Что такое редукция звуков?

 

Опорные слова и словосочетания: синтагматика, синтагма; парадигматика, парадигма; позиция звуков, сильные и слабые позиции звуков; сильные и слабые позиции по глухости и звонкости; закон конца слова; ассимиляция по глухости и звонкости; сильные и слабые позиции по твердости и мягкости; оглушение; озвончение; смягчение; долгие звуки; выпадение звуков; звуки ударные и безударные; позиция сильная и слабая; редукция качественная и количественная; ослабление звука.



Источник: http://morfema.ru/publ/15-1-0-5
Категория: Русский язык | Добавил: ZZolotko (13.10.2009)
Просмотров: 1169 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
SiteHeart
загрузка...
загрузка...
Друзья сайта













   















Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0