Вид глагола как грамматическая категория. - Русский язык - Каталог статей - Школьный двор
Воскресенье, 11.12.2016, 15:49Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный двор
Меню сайта
Праздники Украины
Категории раздела
Мои статьи [11]
Математика [50]
Литература [24]
География [66]
История [76]
Химия [21]
Русский язык [61]
Биология [31]
Пословицы скороговорки [39]
Загадки для школьников [68]
Биография русских поэтов и писателей [83]
Биография украинских поэтов и писателей [40]
Биография зарубежных поэтов и писателей [56]
Школьные сочинения [325]
Задачи [15]
Открытки [6]
Рисунки из символов [14]
Шкільні твори на українській мові [174]
Характеристики литературных персонажей (героев) [41]
Физика [14]
Сопромат(Труд) [5]
Астономия [7]
Мифология [22]
Физминутка [5]
Класні виховні заходи [128]
Cценарії свят та виховних годин, інформаційні хвилинки
Поделки для детей [140]
Новогодние костюмы [16]
Песни для школьников [37]
Стихи для школьников [325]
Все на українській мові [321]
Коллекция СМС [25]
Детские игры [39]
Азбука природы [19]
Кредитка
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Русский язык

Вид глагола как грамматическая категория.
Вид глагола как грамматическая категория.

Вид глагола – грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия.

Категория вида присуща любому глаголу во всех его формах, спрягаемых и неспрягаемых. Категория вида – бинарна, ее составляют глаголы совершенного и несовершенного вида.

Разграничить совершенный и несовершенный вид практически нетрудно: петь – несов.в., запеть, пропеть – сов. в.

Виды глагола различаются отношением действия к своему пределу, а именно: есть предел – сов. в., нет предела – несов. в. Предел действия может быть двояким: начальный (запеть, заговорить и т.п. и конечный (пропеть, сказать, сделать и т.п.). Ср. петь, делать, говорить – действие без обозначаемого предела.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие в развитии, без указания на его предел и отвечают на вопрос что делать? (получать, покупать, носить); а глаголы совершенного вида обозначают действие как ограниченное неким пределом и отвечают на вопрос что сделать? (получить, купить, сносить).

Категория вида характеризует все глаголы русского языка, но по-разному. В этом отношении глаголы распределяются на 3 группы, таким образом, система вида глагола в русском языке представлена следующими группами глаголов:

1. Глаголы, имеющие видовую  пару (или имеющие коррелят по виду (подписать – подписывать).

2. Глаголы, не имеющие видовой пары. Одновидовые глаголы (т.е. выражающие одно видовое значение, или только совершенного вида (поплыть, наговаривать), или только несовершенного вида (рассаживать, видывать).

Глаголы двувидовые (глагол в одной форме может выражать значение и несовершенного и совершенного вида: жениться, телеграфировать).

Глаголы, имеющие видовую пару, образуют видовую парадигму, представленную оппозицией двух видовых форм, выражающих одно и то же лексическое значение: решать – решить, говорить – сказать, делать – сделать. Но нельзя считать видовой парой глаголов рисовать, писать; глаголы подрисовать, подписать.

Коррелятивные по виду глаголы, несмотря на тождество их лексических значений, чаще рассматриваются как разные слова, поскольку каждый член видовой пары имеет самостоятельную систему спрягаемых и неспрягаемых форм, свойственную глаголам. Кроме того, члены видовых пар в ряде случаев различаются принадлежностью к типу спряжения: решить (П спр.) – решать (1 спр.), вырастить (П спр.) – выращивать (1 спр.).

Видовая пара образуется разными способами: а) приставочным: шить – сшить, писать – написать, печь – испечь; б) суффиксальным: погибать – погибнуть, застегивать – застегнуть; в) чередованием суффиксов: решать – решить, умирать – умереть, вытирать – вытереть; г) префиксально-суффиксальным: вешать - повесить, ронять – уронить; д) меной ударения: разрезать  - раз-резать, рассыпать – рас-сыпать); е) меной ударения + чередования: выбегать – выбежать; ж) супплетивным: говорить – сказать, искать – найти, класть – положить, брать – взять.

Образование коррелятивного глагола несов.вида с помощью суффиксов от глаголов сов.вида называется имперфективацией (подписать – подписывать, подсказать – подсказывать). И наоборот, образование от глаголов ннесов.вида с помощью приставок  глаголов сов.вида называется перфективацией (делать – сделать, писать – написать).

Большинство глаголов русского языка образует соотносительные пары несовершенного и совершенного вида. Наиболее продуктивным типом такого образования является видовая пара приставочных глаголов совершенного вида и соответствующих им приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксом –ыва- (-ива-) (ср.: выкроить – выкраивать). При образовании соотносительных видовых пар такого типа возможно (как добавочный показатель вида) чередование корневых гласных о//а, если глагол совершенного вида имеет ударение не на корневом гласном (ср.: выстроить – выстраивать, накопить – накапливать). Не менее продуктивным типом видовых пар глаголов является соотношение бесприставочных глаголов несовершенного вида и бесприставочных глаголов совершенного вида с суффиксом – ну(ть) (ср.: толкать – толкнуть) и соотношение бесприставочных и приставочных глаголов с приставками грамматического значения (ср.: хвалить – похвалить, делать – сделать, робеть – оробеть и т.п.).

Глаголы, не образующие видовой оппозиции: одновидовые глаголы совершенного вида и одновидовые глаголы несовершенного вида.

К одновидовым глаголам совершенного вида относятся глаголы, обозначающие:

а) мгновенное и неожиданное действие (хлынуть, грянуть, споткнуться, очутиться)

б) начало действия (заплакать, закапать, побежать, заговорить)

в) ограниченное действие (полежать, посидеть, почитать)

г) однократное действие (прыгнуть, двинуть, стукнуть и др.).

К глаголам только несовершенного вида относятся:

а) глаголы состояния (лежать, молчать, спать)

б) глаголы движения, обозначающие одно направление и разнонаправленные действия (бегать, ходить)

в) глаголы сопровождающего действия (приговаривать, притопывать, подписывать …)

г) глаголы, выражающие прерывистое действие (покуривать, побаливать, посвистывать, покашливать и некоторые другие).

Двувидовые глаголы совмещают значения совершенного и несовершенного вида. В условиях контекста двувидовой глагол выступает в форме одного вида. К двувидовым глаголам относятся глаголы с суффиксом –ова-(ть), прова-(ть), -изирова(ть), -фицирова(ть) (Например: организовать, обследовать, использовать, арестовать, атаковать, мобилизовать, телеграфировать, телефонизировать, кодифицировать), а также некоторые глаголы с суффиксом –а(ть), -и(ть), -е(ть) (например: обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть, родить, сочетать).

Ср.: Со всех сторон атакуют (несов.в) совершенно посторонние болезни (Салтыков-Щедрин).

     Когда раздадутся взрывы гранат, бронепоезд … двинется через мост и атакует (сов.в) городской вокзал (А.Толстой).

     Я не женюсь (несов.в), потому что еще учусь в институте. Женюсь (сов.в), когда окончу институт

С грамматической категорией вида взаимодействует категория способа глагольного действия, что проявляется у одновидовых глаголов. Способы глагольного действия – это лексико-грамматические разряды глаголов, объединенные общностью протекания действия. Например, глаголы заиграть, запеть, зашевелиться имеют значение начинательного способа глагольного действия, глаголы поговорить, полежать, погулять – ограничительного способа действия. Кроме того, могут быть значения результативности, однократности, прерывистости, сопроводительности и др.

Глаголы, имеющие значение способа глагольного действия, не образуют видовой пары с производящим глаголом, поскольку лексически не тождественны с ним. Они обозначают разновидности процесса, названного производящим глаголом. Например: глаголы заиграть, поиграть, разыграться и т.п. не образуют видовых пар с производящим глаголом играть.

Переходность глагола. Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом. К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать. С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначенностью объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) – переходный глагол, помогать (кому? чему?) – непереходный глагол. При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях: а) для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба; б) при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права. Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с аффиксом –ся (ср.: убедить – убедиться), а также отыменные глаголы с суффиксом –е и –нича- (-ича-): обессилеть, плешиветь, кустарничать, жадничать, привередничать и т.п. К переходным принадлежат глаголы, образованные от прилагательных суффиксом –и-: чернить, озеленить и т.п. В отдельных случаях присоединение приставок к непереходным бесприставочным глаголам обращает их в переходные; ср.: вредить (кому? чему?), обезвредить (кого? что?). В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный: Редактор правит рукопись. – Миром правит сам человек. (Маяковский). При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут лень и ночь (Пушкин).

Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом –ся. Постфикс –ся не однозначен: в одних случаях, присоединяясь к глаголам, он образует страдательный залог: Почтальон доставляет письма и газеты. – Письма и газет доставляются почтальоном.

В других случаях постфикс –ся, изменяя лексическое значение, образует словообразовательные типы глаголов, которые объединены одним семантическим компонентом: действие, не направленное на субъект, а сосредоточенное в самом субъекте (мальчик умывается, толпа собирается и т.п.).

В зависимости от того, какой глагол является производным (мотивирующим), выделяются две разновидности возвратных глаголов действительного залога: глаголы, образованные от переходных глаголов, и глаголы, образованные от непереходных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов. Распределяются по нескольким лексико-грамматическим разрядам:

1. Собственно-возвратные глаголы выражают действие, субъект и прямой объект которого являются одним и тем же лицом, т.ею. действие возвращается на самого субъекта: Дочки надушатся да припомадятся, что куклы нарядятся (Д.Бедный). Аффикс –ся в этих глаголах имеет значение «себя». Это могут быть глаголы со значением физического действия (мыться, умываться, одеваться, бриться) и состояния (сдерживаться, настраиваться, возбуждаться, унижаться).

2.Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие нескольких лиц, из которых каждое лицо одновременно является и субъектом и объектом обозначенного действия. Аффикс –ся у таких глаголом имеет значение «друг друга»: И новые друзья ну обниматься и целоваться (Крылов).

3. Общевозвратные глаголы выражают внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта. Такие глаголы допускают присоединение слов «самому», «сам» – огорчаться, передвигаться (самому); огорчался, передвигался (сам): Попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится (Пушкин).

4. Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя, но ни ив самом глаголе, ни в его синтаксических связях это значение специально не выражается: Он был парень аккуратный. Всем запасся в путь обратный (Пушкин).

5. Активно-безъобектные глаголы (или безобъектно-возвратные) обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство и отличительная черта: Уж жжется солнышко (Некрасов). Сюда можно отнести такие примеры: кошки царапались, корова бодается, верблюд плюется, собака кусается, крапива жжется.

6. Побочно-возвратные глаголы (или глаголы непроизвольного действия) называют действие как соприкосновение с объектом, причем объект своим наличием как бы стимулирует, порождает само это действие, делает его возможным: держаться за перила, взяться на ручку двери, стукнуться, удариться, пораниться, убиться, ушибиться и т.п.

7. Пассивно-качественные глаголы (или глаголы, характеризующе-качественного значения) называло (при тех же условиях, что и в п.5) действие как характерную для субъекта склонность или способность подвергаться какому-либо воздействию: нитки плохие, рвутся; машина хорошо заводится, вода испаряется, фарфор легко бьется, резина легко растягивается, железо окисляется.

Последние два разряда указываются в научной литературе не всегда, их включают в разряд активно-безобъектных глаголов (например, в  учебнике «Современный русский язык /Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина. – М., 1987).

Глаголы, образованные от непереходных глаголов, не организуются в более или менее четкие лексико-грамматические разряды. Сочетанием непереходного глагола с постфиксом –ся очень часто образуется глагол, который лексически близок к глаголу без постфикса –ся: грозить – грозная, стучать – стучаться, звонить – звониться. В некоторых контекстах подобные глаголы обозначают действие более интенсивное, чем  соотносительным с ними глаголы без –ся, например: Мы звонились долго, но напрасно (Вересаев). Я стал стучаться в дверь. Вышел хозяин (Пушкин) или менее интенсивное со значением неопределенности, слабости выявления признака: белеть – белеться, краснеть – краснеться, чернеть – чернеться и т.п.

Постфикс –ся может переводить непереходный глагол в класс безличных, называющих состояние, переживаемое субъектом помимо его воли. Например: И верится, и плачется, и так легко (Лермонтов). Это глагол типа: спать – спится, дышать – дышится, жить – живется, думать – думается.

Некоторые глаголы без постфикса –ся не употребляются, например: бояться, улыбаться, драться, смеяться, нравиться, надеяться, гордиться, лениться, стараться, сомневаться, понадобиться, карабкаться, среди них есть также безличные глаголы, например: смеркаться, нездоровиться (примерно 80 слов).

 

Вопросы

1.      Что такое категория вида?

2.      Как соотносится категория вида с категорией времени?

3.      Что такое видовая пара глагола?

4.      Каковы способы и средства образования совершенного/несовершенного вида?

5.      Что такое имперфективация и перфективация?

6.      Какие глаголы называют одновидовыми?

7.      Какие глаголы называют двувидовыми?

8.      Что такое способы глагольного действия?

9.      Что такое возвратные глаголы?

10.  Какое значение может иметь постфикс –ся?

11.  На какие лексико-грамматические разряды делятся возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов?

12.  Какое значение могут иметь возвратные глаголы, образованные от непереходных?

 

Опорные слова: вид, совершенный вид, несовершенный вид, внутренний предел действия, видовая пара, имперфектривация, перфективация, одновидовые глаголы, двувидовые глаголы, категория способа глагольного действия, постфикс, возвратные глаголы, собственно возвратные глаголы, взаимно-возвратные глаголы, общевозвратные глаголы, косвенно-возвратные глаголы, активно-безъобектные глаголы, побочно-возвратные глаголы.

 

Литература

1.      Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1972.

2.      Русская грамматика. В 2-х ч. – М., 1980.  Ч.1.

3.      Современный русский язык. В 3-х ч. /Под ред. Н. М. Шанского. – М., 1981.

4.      Современный русский язык /Под ред. В. А. Белошапковой. – М., 1989.

5.      Современный русский язык. Учебное пособие-справочник по русскому языку для студентов факультетов русской филологии педвузов и университетов /Под ред. М. А. Хегай. – Т., 1995.



Источник: http://morfema.ru
Категория: Русский язык | Добавил: ZZolotko (13.10.2009)
Просмотров: 1531 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
SiteHeart
загрузка...
загрузка...
Друзья сайта













   















Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0