Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики
Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение
упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии
Монтессори — итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Запомните
очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе
стороны», т. е. по очереди обеими руками.
Вот их примерный перечень:
— Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
— То же, но на одном стакане сделайте метку,
до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте
заведомо больше воды. — Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
— Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.
— Подготовьте рамки с застежками: с бантами,
шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками,
«липучками» и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться
застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги. — Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое
зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой
тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту,
ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно
подготовить «грязный» ботинок, небольшую обувную щетку и крем
для обуви. — Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).
— Подметание пола. Чтобы движения ребенка
при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу
или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него
рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку,
как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете
в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора «мусора». — Не отказывайте своему ребенку, если
он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку
рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи. — Разделение сыпучих веществ. Смешайте
гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску
и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь
в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску,
гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку. — Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям.
— Используя безопасную
овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим
присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было
бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих
в доме. — Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
— Если в вашем доме есть ручной миксер,
то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску
подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену. — Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
— Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте
в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Пусть
ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает
в тарелочку. — Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка
сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные
края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш
будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите
ребенка правильно держать пинцет. — На края мисочки нацепите обыкновенные
прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте
разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня,
пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает
пробки, подбирая по диаметру. — Если вы найдете кусок плотного пенопласта,
то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками
и разрешить их забить. — Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи «ершика».
— Для самых маленьких рекомендуем очень простое
упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш
перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце
концов — указательным и большим пальцами в другую миску. — Хорошим занятием послужит игра с телефоном.
— Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
— Еще одна игра для самых маленьких: нарвите
вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно
будет найти на ощупь. — Работа с бумагой очень значима для ребенка.
Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать,
перелистывать, мять ее. — Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.
— Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.
— Изготовление гирлянд, бус.
— Продевание тесьмы в дырочки.
— Игра «поймай рыбку»: сделайте удочку
с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно
положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести
их на другой поднос.
Изоуголок. Оборудуйте вашему ребенку изоуголок, где он будет
с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую
моторику рук. В изоуголке разместите пластилин, глину (для самых
маленьких — соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды,
матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная
бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для папье-маше, цветные
восковые мелки.
Если маленький ребенок еще не держит в руке карандаш или кисточку,
приготовьте ему густые краски. Вот их рецепт: крахмал + пищевой
краситель + вода + мыльная стружка. А соленое тесто готовят
так: смешивают 1 стакан соли + 2 стакана муки + 1 стакан подкрашенной
воды. Для того чтобы тесто не засыхало, добавьте в него 2 столовые
ложки подсолнечного масла. Перед работой его лучше слегка подогреть.
Для развития координации движений можно попробовать заниматься
накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует
что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки
при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить
и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять целая
группа, тогда из различных рисунков сделайте картину-аппликацию,
посвященную одной теме.
Очень интересна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого
песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить
в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный,
но с очень тонким отверстием, можно рисовать.
Источник: http://www.log-center.ru/hints/razvivayuchie_metodiki/motorika/metmot/ |