БИОГРАФИЯ, Андреев Леонид Николаевич.
Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919),
прозаик, драматург.
Родился
9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть
лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что
попадалось под руку". В 11 лет поступил в Орловскую гимназию,
которую окончил в 1891. С раннего детства "чувствовал страстное
влечение к живописи", много рисовал, но так как в Орле
не было ни школ, ни учителей, то "все дело ограничилось
бесплодным дилетантизмом". Несмотря на столь строгую оценку
самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались
на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались
в журналах. В юности он не думал стать писателем.
В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета,
собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности
весьма серьезно,но неожиданно получил предложение от знакомого
адвоката занять место судебного репортера в газете "Московский
вестник". Получив признание как талантливый репортер, буквально
через два месяца он уже перешел в газету "Курьер".
Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные
репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ "Баргамот
и Гараська" (1898), опубликованный в "Курьере",
привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты
многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например,
рассказ "Петька на даче" (1899). В 1889 - 99 появляются
новые рассказы Л. Андреева, в том числе "Большой шлем"
и "Ангелочек", которые отличает от первых рассказов
(основанных на случаях из жизни) интерес автора к случаю, случайности
в жизни человека. В 1901 петербургское издательство "Знание",
возглавляемое Горьким, публикует "Рассказы" Л. Андреева,
в числе которых известный рассказ - "Жили-были". Успех
писателя, особенно среди молодежи, был огромен.
Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного
человека, его бездуховность - рассказы "Город" (1902),
"В большом шлеме"(1899). Раннего Андреева волнуют
темы роковой случайности, безумия и смерти - "Мысль"
(1902), "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "Призраки"
(1904).
В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ
"Красный смех", определивший новый этап в его творчестве.
Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха,
начинающего господствовать в мире.
Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам,
за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда
не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в
его творчестве: пьеса "К звездам", проникнутая революционным
пафосом, появилась одновременно с рассказом "Так было",
скептически оценивавшим возможности революции.
В 1907 - 10 опубликованы такие модернистские произведения,
как "Савва", "Тьма", "Царь Голод",
философские драмы - "Жизнь человека", "Черные
маски", "Анатэма". В эти годы Андреев начинает
активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства
"Шиповник".
В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится
литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем
дневнике: "Все-таки это единственный из современных писателей,
к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю".
Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием
мировой войны и революции, - "Записки сатаны".
Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время
с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения
Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.
Андреев скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвола в Финляндии.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий
биографический словарь. Москва, 2000.
Андреев Леонид Николаевич (1871-1919).
Русский писатель, родился в Орле, в семье землемера. В 1897
г. появился его первый рассказ "Бергамот и Гараська".
В 1901 г. вышел отдельный сборник его рассказов, сразу обративший
на него внимание публики и критики и создавший ему широкую известность.
В общественном движении до революции 1905 г. не принимал активного
участия. В изображении революции Андреев остается верен своему
безотрадному индивидуализму и пессимизму; революционное движение
понимает не как сознательно-целеустремленное действие масс,
а как стихийный процесс, в котором проявляются темные инстинкты
"толпы", с одной стороны, и совершаются подвиги самопожертвования
отдельными, обреченными на гибель, героями - с другой. Особенно
характерна пьеса "Царь-голод", где он изображает восстание
голодающих такими же мрачными красками, как и тех, против кого
они восстали: восставшие, среди которых рабочие перемешаны с
хулиганами и проститутками, убивают беззащитных детей, сжигают
библиотеки и картинные галлереи. Во время войны выступил горячим
проповедником войны до окончательной победы. Незадолго до революции
вошел в состав редакции газеты "Русская Воля", где
продолжал сотрудничать и после Февральской революции. К Октябрьской
революции отнесся враждебно и вскоре после переворота эмигрировал
за границу (Финляндию), где и умер.
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871, Орел - 1919, д. Нейвала,
Финляндия) - писатель.
Род. в семье землемера. Учился в Орловской классической гимназии.
В 1897 окончил юридический фак-т Моск. ун-та и до 1902 выступал
в суде защитником, совмещая работу с должностью судебного репортера.
Щедро одаренный природой, Андреев был интересным художником,
работы к-рого экспонировались в 1913 в Петербурге и получили
одобрение И.Е. Репина и Н.К. Рериха. Являлся одним из первых
теоретиков и сценаристов зарождавшегося кинематографа, крупным
драматургом, чьи пьесы шли в театрах Москвы и Петербурга. Фотограф,
спортсмен, мистификатор и замечательный рассказчик, он легко
переходил от безмятежности к беспросветному отчаянию и в юности
предпринял несколько попыток самоубийства. Ужас перед уродствами
и жестокостью жизни отразился и в его книгах. Яркому литератору
со своим "романтико-трагическим" видением мира, Андреева
было свойственно художественное осмысление сложных и противоречивых
явлений культуры и жизни в конце XIX - нач. XX в. Творчество
автора нашумевших произведений ("Жизнь Василия Фивейского",
"Красный смех", "Иуда Искариот и другие",
"Рассказ о семи повешенных", "Анатэма" и
др.) породило обширную критическую лит-ру. По мнению А.М. Горького,
за Андреевым "в истории русской литературы... всегда останется
место одного из оригинальнейших художников". Активно участвовавший
в общественной жизни, Андреев восторженно отнесся к Февральской
рев. 1917 и не принял Октябрьский переворот.
|