Цветаева Марина Ивановна
(1892 — 1941)
Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной
истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева.
Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагической обреченности
любви, неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921,
"Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов",
1925, "Поэма Горы", "Поэма Конца", обе — 1926). Трагедии ("Федра",
1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная
метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об
А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В
1922 — 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.
Биография
Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной
семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета,
известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором
Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать
происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой
пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав
образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и
Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж,
чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской
литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и
по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года
спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который
заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и
Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их
дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была
в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за
другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и
оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были
временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве,
много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не
приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире М.
Цветаева по-прежнему держалась особняком.
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к
мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь
стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью
недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре
1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была
эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам,
приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в
1923 в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло»,
получившая высокую оценку критики. В 1924, в пражский период — поэмы
«Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 закончила поэму «Крысолов», начатую
еще в Чехии, работала над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма
Воздуха» и др. Большинство из созданного осталось неопубликованным:
если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень
скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее одержимость поэзией
определяют ее полное одиночество. Она не принимала участия ни в каких
поэтических или политических направлениях. Ей «некому прочесть, некого
спросить, не с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без книг, без
читателей, без друзей...». Последний прижизненный сборник вышел в
Париже в 1928 — «После России», включивший стихотворения, написанные в
1922 — 1925.
К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой
эмиграции: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я
по духу, т.е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда...» В 1939
она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью
возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и
жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы,
сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в
одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война,
эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и
одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.
|