МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Вырежьте из плотной бумаги комплекты фигурок животных или игрушек,
например, кукол, матрешек. Все фигурки в комплекте должны быть разного
размера и цвета. На листе бумаги нарисуйте домики, тоже разных
размеров.
Мишки идут на прогулку.
Попросите ребенка найти самого большого мишку и положить его первым.
(подчеркните интонацией это понятие: «первая»), затем найдите самого
маленького. И, наконец построим по росту всех остальных. Если ребенок
затрудняется, предложите приложить одну фигурку к другой .Когда
все фигурки будут выстроены по росту, придумайте с малышом имена
каждому персонажу. Затем спрашивайте: «кто у нас второй?» «Филя».
Кто у нас последний, шестой?" — «Мотя».
Найти домик для каждого мишки.
Смысл игры тот же — расставить предметы по росту и поупражняться
в порядковом счете. Сначала расставляем по росту фигурки, а затем
подбираем по размеру домики для них.
Ищем игрушку.
Возьмите любую игрушку, например, медвежонка, расскажите, что он ищет
матрешку, которая стоит перед синей (после зеленой, между желтой
и красной, справа от синей, слева от фиолетовой). Освоение понятий
«перед», «после», «между», «справа», «слева» поможет вашему ребенку
ориентироваться в окружающем мире.
Считай, не ошибись!
Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда,
упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети
встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке
(прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют
число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит
в быстром темпе.
Найди игрушку.
Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем
ребенку объясняют, где можно её найти: «Надо встать перед столом,
и пройти 3 шага вперед, два налево и т.д.». Дети выполняют задание,
находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания
можно усложнить — давать не описание местонахождения игрушки, а схему.
По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.
Знакомимся с цифрами.
Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки.
Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх.
Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки.
Задача — найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов.
На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно
в коробку.
Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать
это лучше так — выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.
Угадайка.
Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта
или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте
цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.
В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок
отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек.
Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй
должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой
с цифрой 5. Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».
У кого больше.
В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик
с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы,
шишки, орехи т.д.
Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди
бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов.
Когда ваза опустеет — подсчитайте, у кого больше.
Счет на слух.
Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками,
счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент — металлофон,
бубен.
Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть
столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: «Один,
два, три…»
Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе
с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после
каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием,
усложните задание — игрушки выставляйте после всех ударов.
Угостим зверюшек.
Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их «покормить» —
выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов
или овощей, сколько зверюшек.
Группы зверюшек можно изменять 3-4 раза за одно занятие.
Вариант: тоже задание, но с игрушками-муляжами фруктов и овощей. Перед
каждым животным кладем «угощение» и считаем: «Одна морковка, две …».
Источник: http://www.log-center.ru/hints/razvivayuchie_metodiki/matematika/matdmal/ |