Вулф ВирджинияВирджиния Вулф
Вирджиния Вулф (1882—1941) стремительно и уверенно вошла в литературу
модернизма как признанный ее глава и теоретик, совершивший два важных открытия:
использовала понятие “модерн” для обозначения нового характера литературы,
занималась шифровкой этого понятия в своей эссеистике и романном творчестве, а
также провозгласила “русскую точку зрения” и русскую литературу органичной частью
мирового духа и интеллектуальной деятельности человечества. Она принесла в
английский модернизм особый интеллектуальный аромат, связанный с группой
История писательской карьеры В. Вулф от ее первых, традиционных по манере письма
романов “Большое путешествие” (1915) и “Ночь и день” до последнего,
модернистского “Между актами” (1941), ее самоубийство — тоже своеобразная
летопись развития модернизма с его новациями и художественными завоеваниями,
стремлением к синтезу искусств и противоречивой диалектикой. Любовь к
созерцанию прекрасных предметов, особенно произведений искусства, живописи
наложила отпечаток на технику В. Вулф. Процесс мышления, поток мыслей
эстетизирован, его собственно нельзя назвать потоком, потому что поток
нерасчленим и непрерываем, в то время как внутренний мир, индивидуальное
сознание ее героев или героинь легко членится на атомы впечатлений. Романы
“Миссис Дэллоуэй” (1925), “К маяку” (1927), “Волны” 0931), “Орландо” (1928), “Годы”
(1937) и “Между актами” в разной степени отражают зрелость используемой ею
техники. Каждый “из романов Вулф показывает небольшую группу людей,
жизненный опыт которых весьма ограничен, но главное внимание уделено
характеру главной героини
(миссис Дэллоуэй, миссис Рэмзей) — натуры неординарной, но по-своему несчастной в
жизни, хотя внешне все обстоит благополучно. В каждом случае роман представляет
собой своеобразное блуждание по глубинам человеческого сознания, по потаенным
уголкам души, которые открываются герою в ходе ассоциативного мышления и
воспоминаний.
Вирджиния Вулф, вспоминает Леонард Вулф, писала рассказы все время. Если какое-
нибудь событие или впечатление привлекали ее внимание, она обычно записывала их.
Потом не раз возвращалась к наброскам, и так рождался рассказ. Но из-за
пристрастного отношения к собственному труду она по большей части считала, что
эти небольшие вещицы еще не готовы, что им самое время полежать, дожидаясь
своего часа, в ящике письменного стола.
О в высшей степени требовательном отношении к своему творчеству говорят и
рассказы, тематически и сюжетно связанные с романом “Миссис Дэллоуэй”,— “Новое
платье”, “Вместе и порознь”, “Люби ближнего своего”, “Предки”: на их страницах не раз
мелькают главные герои этого романа.
Второй период творчества Вирджинии Вульф относится к середине 20-х годов и
включает романы “Миссис Деллоуэй” ("Mrs. Dalloway", 1925) и “К маяку” ("То the
Lighthouse", 1927), являющиеся вершиной творчества Вулф.
Роман “Миссис Деллоуэй” Вулф создавала с ориентацией на Джойса, увлеченная
замыслим воспроизведения жизни в духе “Улисса”.
В третий этап творчества (1928—1941) были созданы “Орландо” ("Оrlando", 1928),
“Волны” ("Тhe Waves", 1931), “Годы” ("Тhe Yеars", 1937) и “Между актами” ("Веtween the
Acts", 1941).
Пример импрессионистической техники письма, сопряженный с психологическим
исследованием нескольких потоков мыслей,— роман “Волны” . Каждой ступени
эволюции сознания от детства к старости соответствует определенная форма
выражения: более образная и выраженная лексически ограниченными средствами
характерна для детского восприятия действительности, более усложненная — для
взрослого. Каждой ступени проникновения в глубь человеческого сознания и
духовного видения соответствует картина моря.
Вирджиния Вулф высоко ценила чувство дружбы и часто бывала искренне увлечена
своими подругами. С последней из них, Викторией Секвилл-Уэстт, она продружила
двадцать лет, написала ей множество прекрасных проникновенных писем, посвятила
замечательный роман-фантазию "Орландо" , действие которого происходит
параллельно в трех веках, – это тонкий и поэтичный роман о любви и перевоплощении
душ, фантасмагорическая биография, где жизнь эфемерного главного героя,
становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков.
Мы знакомимся с произведениями Вирджинии Вулф через шестьдесят с лишним лет
после их создания. Отсрочка немалая, и она, в значительной степени, определяет
особенности нашего сегодняшнего их восприятия. Вряд ли на исходе XX века они
поразят читателя эстетической новизной, экспериментальным духом. После того как
в наш литературный обиход вошла проза Фолкнера, Томаса Вулфа, Набокова,
внутренний монолог Вирджинии Вулф, переходящий в “поток сознания”, изощренная
игра со временем, неканоническое обращение с традиционной поэтикой — все ее
находки, поражавшие современников, кажутся теперь естественными.
Экспериментальная проза Вирджинии Вулф — часть классического наследия
литературы XX века. Писательница, столь много думавшая о традиции, сама сделала
немало для создания традиции современного психологического письма. Творчески
развив, преобразовав, осмыслив, видоизменив художественные заветы Лоренса
Стерна, Джейн Остен, Марселя Пруста, Джеймса Джойса, она дала писателям,
шедшим за нею, целый арсенал приемов, а главное — угол видения, без которых
невозможно представить изображение психологического и нравственного облика
человека в зарубежной прозе XX столетия.
|