|
Каталог статей
Лондон Джек
Лондон Д.Лондон Джек
(1876-1916) - американский писатель.
Рос в бедности. Его отец - У.Х.Чейни - покинул жену до рождения сына,
который был усыновлен разорившимся фермером Джоном Лондоном, вторым
мужем матери будущего писателя. Лондон в юности сменил много профессий:
работал на консервном заводе, на электростанции, на джутовой фабрике,
был близок к "устричным пиратам" Сан-Францисской бухты, в 1893 году
плавал матросом на шхуне. В 1894 году Дж. Лондон принимал участие в
походе армии безработных на Вашингтон; скитался по США и Канаде, сидел
в тюрьме за бродяжничество, подвергался арестам за социалистическую
деятельность.
В 1897-1898 годах, в пору "золотой лихорадки", совершил поездку на
Аляску. В 1902 году во время англо-бурской войны Лондон в качестве
военного корреспондента посетил Англию. В книге очерков "Люди бездны"
(1903) изобразил жизнь бедняков в трущобах английской столицы. Большой
интерес проявлял к произведениям Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М.
Достоевского.
В 1907-1909 годах находился в кругосветном путешествии, описанном в
книге "Путешествие на "Снарке" (1911). В 1914 году он был
корреспондентом американской газеты в Мексике, где собирал материал для
книги о мексиканском освободительном движении.
Литературная деятельность Лондона началась в возрасте 17 лет, когда в
1893 году в газете "Голос Сан-Франциско" был опубликован его первый
очерк "Тайфун у берегов Японии". Затем появились первые рассказы
Лондона (12 сборников), несколько повестей и романов, полностью или
частично посвященные Северу. Их герои, овеянные духом романтики и
приключений, - сильные, волевые люди, способные к самопожертвованию:
"За тех, кто в пути" (1899), "Северная Одиссея", (1900), "Вера в
человека" (1904), "Как аргонавты в старину" (1917) и др. В рассказе
"Любовь к жизни" (1906) герой одерживает победу над грозными силами
природы.
"Север есть Север, - писал Лондон, - и человеческие сердца подчиняются
здесь странным законам, которых люди, не путешествовавшие в далеких
краях, никогда не поймут". Часто не понимали их и сами
"путешественники". Для героев, которым отданы симпатии Лондона, главным
на севере было не золото, не обогащение: одних навсегда пленяла
романтика Клондайка - "мир за горизонтом", другие больше всего дорожили
чистотой человеческих отношений, здесь обретенной. Однако людей гнала
на Север золотая лихорадка, и она не могла не разжигать низменных
инстинктов. Высокая романтика и грезы нездорового "золотого" ажиотажа
переплетались, оставляя причудливый отпечаток на сознании жителей
северной страны.
Бескорыстие помыслов, которым отмечены многие герои северного цикла,
плохо согласуется с владеющим ими азартом конкуренции и мечтами о
богатстве. Лондон всеми силами старался избежать этого противоречия, и
все же оно испортило не один его рассказ. Ему еще предстояло избавиться
от преклонения перед успехом и перед силой, даруемой богатством. В
лучших северных новеллах Лондон сумел показать, что корыстные
побуждения непримиримы с нормами гуманности и добра. Они были подлинной
сагой о Севере, и одними из сказаний, без которых она была бы неполной,
стали рассказы об индейцах. Как раз в индейских рассказах поэтический
реализм Лондона принес самые зрелые художественные плоды. Автор рисовал
индейцев с глубокой симпатией - великодушными, трудолюбивыми, близкими
к природе: "Мужество женщины" (1900), "Сказание о Кише" (1904). В
других рассказах прославляется героическая борьба индейцев с белыми
завоевателями - американцами: "Лига стариков" (1902), "Жители солнечной
страны" (1902).
В индейских новеллах встречаются "век стали" и "каменный век", и исход
этого столкновения трагичен. Но Лондон изобразил и людей, умеющих
терпеть страдания, не поступаясь национальной гордостью, и тех, кто
готов бороться за свое достоинство, в схватке с поработителями отстоять
неотъемлемое право человека жить свободно.
Повествовательное искусство Лондона достигло совершенства в
анималистской повести "Голос крови" (1903). Как и в "Белом клыке"
(1906), здесь мастерски очерчены характеры животных. Близка к ним и
повесть "До Адама" (1906), в которой воспроизведены эпизоды из жизни
первобытных людей. Стиль северных рассказов и повестей с их
драматическими коллизиями очень напряженный, язык насыщен просторечием
и меткими крылатыми оборотами.
Роман "Железная пята" (1912) тематически перекликается с
социалистической публицистикой Лондона (статьи "Революция", "Как я стал
социалистом", "Борьба классов" и другие).
К теме классовой борьбы Лондон обращался и в последние годы творчества
в романе "Лунная долина" (1913). В нем изображаются картины жизни
американских рабочих, но страх героев романа перед капиталистическим
городом с его ожесточенной классовой борьбой сменяется их поисками
безмятежного уголка природы.
Одно из лучших реалистических произведений Лондона - "Мартин Иден"
(1909). Современниками писателя роман был воспринят как типичная для
американской литературы "история ошеломительной карьеры". Они не
увидели в романе ничего, кроме сюжета: ценой титанических усилии
простой матрос становится всемирно известным писателем лишь для того,
чтобы, разочаровавшись и в литературе, и в богатстве, покончить с
собой. В черновиках роман долго носил ироническое заглавие "Успех".
Однако замысел Лондона оказался шире. И чтобы воплотить его, нужно было
не столько перо сатирика, сколько опыт лирического повествования,
накопленный в северных рассказах, психологическое мастерство,
отточенное в "Морском волке", и приобретенное за годы писательской
работы знание тайн творчества, которое здесь соединилось с
бескомпромиссностью позиции по отношению к буржуазному миру и его
духовной жизни.
Нигде больше писателю не удалось столь органично сочетать план
событийный и философский. Связать столь прочными нитями историю одного
человека не только с общественным и литературным контекстом его эпохи,
но и с одной из тех вечных тем, которые в той или иной форме появляются
во всех лучших лондоновских произведениях. В "Мартине Идене" это была
тема художника и его мучительной борьбы с неподатливым материалом, со
вкусами современников, с необходимостью продавать свое искусство, с
собственными человеческими слабостями. И тема была так близка Лондону,
настолько им выстрадана, что роман приобрел в его творчестве значение
исповеди.
В цикле рассказов и романов Лондона о южных морях налицо внешний
драматизм ситуаций, любование приключениями; сильные характеры туземцев
раскрываются в столкновении с грозными силами южной природы или с
белыми колонизаторами-авантюристами: "Дом Мапуи", "Китовый ус",
"Маугли" из сборника "Рассказы южных морей" (1911).
В "Сердцах трех" (1920) Лондон обратился к новому для него, но весьма
перспективному жанру американской литературы - киноповести.
В 20-е годы американская критика поспешила объявить Лондона безнадежно
устаревшим писателем. Она отвергала его полностью, а требовалось
внимательно пересмотреть его книги и в очень неравноценном наследии
Лондона отобрать истинные ценности.
В том, что они непреходящи, убеждаешься, перечитывая Лондона сегодня.
Многое сохранило интерес лишь для его биографов и для историков
американского общества начала нашего века. Но к созданному им, к
намеченным Лондоном путям литература возвращалась так часто и черпала
из его опыта так щедро, что некоторые его произведения без всяких
натяжек можно назвать современными и сегодня.
Источник: "Литература. Справочник школьника", М.: "Слово", 1997 г.
|
Категория: Биография зарубежных поэтов и писателей | Добавил: ZZolotko (26.06.2009)
|
Просмотров: 1003 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
загрузка...
загрузка...
|