Гауптман Герхард
Гауптман (Hauptmann) Герхарт (полное имя Герхарт Иоханн Роберт) - немецкий писатель, драматург.
Родился в курортном городке в Силезии в семье владельца гостиницы.
Учился в реальном училище в Бреславле (ныне Вроцлав), там же в 1880
поступил в Королевскую художественную школу в класс скульптуры. В 1882
штудировал философию, историю и историю искусств в университете Йены.
В 1883 жил в Риме, изучая мастеров Возрождения и занимаясь скульптурой.
В 1884 был вольнослушателем берлинского университета. К этому времени
относится серьезное увлечение Гауптмана вопросами социологии, романами
Э. Золя, драмами Г. Ибсена, углубленное изучение русской литературы —
И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого.
В 1888 Гауптман стал членом литературного объединения «Прорыв»,
представляющего новое направление в искусстве — натурализм. В 1888 в
печати появилось несколько его рассказов, в 1889 — драма «Перед
восходом солнца». Наделенная всеми чертами натурализма (тема
наследственности, особое внимание к физиологии человека, подробности
описания среды), восторженно принятая его сторонниками, пьеса
свидетельствовала о рождении в Германии драматургии нового типа.
В следующих пьесах Гауптман отказался от строго натуралистических
концепций. Семейная драма «Одинокие» (1891) отмечена глубинным —
чеховским — психологизмом. Ее герой, молодой ученый, живущий внешне
вполне благополучной жизнью, а внутренне смятенный, мечущийся между
двумя женщинами и в итоге приходящий к самоубийству, явил собой
удивительно точно зафиксированный портрет интеллигента «fin de siecle»
с его нервозностью, «одиночеством», растерянностью перед бурно
меняющимся временем. В «Одиноких» ярко проявились черты «новой драмы»:
открытие потаенного трагизма в ходе обыденной жизни, внутренняя
напряженность при кажущейся бездейственности, подтекст.
В 1890-е годы имя Гауптмана приобретает европейскую известность. В это
время написаны пьесы: «Ткачи» и «Бобровая шуба» (1892), «Вознесение
Ганнеле» (1893), «Потонувший колокол» (1896), «Михаэль Крамер» (1900).
Натурализм, символизм, неоромантизм — Гауптман один из «законодателей»
стилевых исканий эпохи.
«Ткачи», посвященные силезскому восстанию ткачей 1844 года (участником
которого был его дед), имели огромный успех во всей Европе. Воспринятая
современниками как произведение революционное, пьеса одновременно
является свидетельством раздумий о разрушительной стихии восстания,
губительной и для виновных, и для невиновных.
В драматической сказке «Потонувший колокол» Гауптман размышлял об идее
«сверхчеловека», принадлежащей Ф. Ницше. Заявив своего героя, литейщика
колоколов мастера Генриха, в начале пьесы ницшеанцем, бегущим от рода
людского в «башню из слоновой кости», противопоставив художника-творца
мещанской среде, драматург приходит к выводу: творить, отвернувшись от
людских горестей, обрести счастье вдали от человечества невозможно.
Драмы Гауптмана рубежа веков — наряду с драмами Ибсена — были основой
репертуара нового европейского театра. День премьеры «Перед восходом
солнца» (1889) в постановке режиссера-натуралиста О. Брама вошел в
историю немецкого театра. Встреча Гауптмана и Брама — начало новой
театральной эпохи в Германии. Во Франции Гауптмана ставил А. Антуан. В
России К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, Евг. Вахтангов
и Вс. Мейерхольд безошибочно ощутили новаторскую природу его пьес и
включили их в контекст русской духовной жизни. Особую роль сыграл
Гауптман-драматург в становлении молодого МХАТа. За первое десятилетие
существования театра, вырабатывавшего новый сценический язык, были
поставлены «Потонувший колокол», «Возчик Геншель», «Одинокие», «Михаэль
Крамер».
В начале века выходят в свет пьесы «Роза Бернд» (1903), «Крысы» (1910),
роман «Юродивый во Христе Эмануэль Квинт» (1910), эссе о поездке в
Грецию «Греческая весна» (1907).
В 1920-е годы Гауптман — признанный классик немецкой литературы,
лауреат Нобелевской премии (1912) и вместе с тем писатель, уступающий
дорогу новому поколению, уже не играющий той роли в европейских
литературе и театре, что на рубеже веков.
В 1931 закончена драма «Перед заходом солнца». В центре ее — мощная
фигура семидесятилетнего Маттиаса Клаузена, вдовца, полюбившего юную
Инкен и преследуемого собственными детьми, испуганными возможной
потерей наследства. Семья Клаузена для автора — своеобразная модель
современной Германии. В пьесе, насыщенной реминисценциями из Гете,
герой — гармоническая личность, воплощение духа Гете в 20 веке, духа
нации, образ величия немецкой культуры, на которую ведется наступление.
Дети Клаузена — филистерская среда, обнаруживавшая в 1920-е годы
склонность к фашизации. Будучи причастным к формированию этой среды,
Клаузен в итоге оказывается чуждым ей, вытесненным из нее, доведенным
до самоуничтожения. Смерть героя — исход того поколения, к которому
принадлежал автор. Накануне прихода к власти фашизма для Гауптмана
долгий путь Германии от восхода солнца до его заката пройден. Дальше
начиналось то, что происходит во тьме. Бенефисная роль Маттиаса
Клаузена была в репертуаре таких крупных мастеров русской сцены, как Б.
Сушкевич, М. Астангов, Н. Симонов, М. Царев. С приходом Гитлера
Гауптман — среди тех немногих художников, что остались на родине,
переставшей быть таковой для большей части немецкой интеллигенции.
Но написанное им в этот последний период творчества — драматический
реквием «Затмение» (1937), «античная» тетралогия о роде Атридов
(1940-1944), поэма «Великий сон» (1942) — было, по словам Томаса Манна,
«не что иное, как бегство из мертвой немоты гитлеровского ада». По
окончании войны писатель оказался на территории только что возникшей
ГДР. Скончался на пороге нового этапа жизни Германии, завещав
похоронить себя ранним утром, перед восходом солнца.
|