Уильям Шекспир
(1564 -1616)
Уильям Шекспир - 23 апреля 1564, Стратфорд-он-Эйвон - 23 апреля 1616,
там же английский драматург и поэт. Родился в семье торговца и
почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение
нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда.
1568-69 - годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало
медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая
в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что,
оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал
отцу. В ноябре 1582 он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была
вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок - дочь
Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня - сын Гамнета и дочь
Джудит. Во второй половине 1580-х гг. Шекспир уезжает из Стратфорда.
Наступают так называемые "утраченные" или "темные годы", о которых
ничего неизвестно.
На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы была создана его первая пьеса - хроника "Генрих VI".
В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во
время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику "Ричард
III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой", свою первую трагедию
(еще выдержанную в бытовавшем стиле "кровавой трагедии") "Тит
Андроник", а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы
"Венера и Адонис" и "Лукреция". В 1594 после открытия театров Шекспир
присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся
так по должности ее покровителя Хансдона. Со сцены сошли
"университетские умы". Начинается эпоха Шекспира.
В 1595-96 годах написана трагедия "Ромео и Джульетта", вслед за
ней - "Венецианский купец" - первая комедия, которую впоследствии
назовут "серьезной".
Осенью 1599 открывается театр "Глобус".В год открытия "Глобуса"
он пишет римскую трагедию "Юлий Цезарь" и комедию "Как вам это
понравится", которые разработкой меланхолических характеров открывают
путь к созданному годом позже "Гамлету". С его появлением начинается
период "великих трагедий" (1601-1606). К ним принадлежат "Отелло"
(1604), "Король Лир" (1605), "Макбет" (1606). Тон комедий теперь
посерьезнел, а иногда становится и вовсе мрачным в таких произведениях,
как "Троил и Крессида" (1601-1602), "Все хорошо, что хорошо кончается"
(1603-1603), "Мера за мера" (1604).
28 марта 1603 умирает королева Елизавета. Английский трон
переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт, наследовавшему корону
Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под
свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне
они будут именоваться "слугами его величества короля". После 1606
начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в
1613 его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на
античные сюжеты ("Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский",
1607-08). За ними последовали поздние "романтические" пьесы, в числе
которых "Зимняя сказка" и "Буря" (1610-12).Причиной столь удачной
карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости,
болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание,
которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности,
авторства и станет поводом к тому, что назовут "шекспировским
вопросом". Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и
родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре
церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой
об этом и была сделана запись.
При жизни Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно
печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так
называемых "пиратских изданиях" с испорченным текстом, за которыми в
виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное
автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto). После
смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было
подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес,
так называемое Первое Фолио (The First Folio). Восемнадцать из них
ранее вообще не печатались.
Хроники
Шекспир начал с хроник - пьес о событиях национальной истории,
закон которой обозначен им словом Время. Основные шекспировские хроники
образуют два цикла по четыре пьесы (тетралогии). Первая - "Генрих VI"
(три части) и "Ричард III". Вторая - "Ричард II" (1595), "Генрих IV"
(две части; 1596-1598) и "Генрих V" (1599).
В первой тетралогии из хаоса смуты является сильная
историческая личность, стремящаяся подчинить себе Судьбу и Время, -
Ричард III. Сила способна обеспечить трон, но не способна удержать его,
если государь нарушает законы нравственности и превращает историю в
политический спектакль.
Тема второй тетралогии - становление национального государства.
Хроника "Генрих IV" повествует о захвате власти Генрихом IV,
родоначальником династии Ланкастеров, и о юности будущего идеального
короля Генриха V. Под началом сэра Джона Фальстафа в кабаках и на
большой дороге проходит школу жизни принц Генрих. Принц черпает силу у
земли, у всего, что телесно и материально и что воплощает Фальстаф, шут
Времени. Под смех Фальстафа со сцены сходит Средневековье с его
рыцарской вольницей, воплощенной в образе Гарри Готспера, соперника
принца. Своего идеального монарха Шекспир считает необходимым провести
через народный смеховой фон. Однако в финале, когда принц коронован,
Фальстаф изгоняется, ибо не по законам природы существует
государственный порядок. В их противоречии - источник шекспировского
трагизма.
Комедии
Комедия Шекспира не была сатирической и этим резко отличалась от
всего последующего развития жанра. Ее смех идет от ощущения полноты
жизни, ее силы, красоты, изменчивости. У шекспировской комедии есть
своя великая тема - Природа. У нее есть свой любимый герой - шут,
исполненный знания жизни не каковой она кажется, а какова она есть.
Все ранние комедии Шекспира могут быть определены по названию
первой из них - "Комедия ошибок". Однако источник и традиция
комического в них варьируются. Если основой "Комедии ошибок" были
образцы античной, римской комедии, то комедия "Укрощение строптивой"
(1594) указывает на связь шекспировского смеха с народным карнавалом.
Строптивицу, оказывается, не так уж сложно укротить, если все
дело не в ее характере, - сильном, лишенном мелочности, а потому на
поверку куда менее строптивом, чем у многих других героинь, а в том,
что еще не нашелся укротитель. Женихи Бьянки? Их невозможно представить
рядом с Катариной. Возник Петруччо, и все стало на свои места. Все в
этой комедии дано с карнавальным преизбытком: и первоначальная
строптивость жены, и в качестве исправительного для нее средства
тирания мужа, и, наконец, мораль под занавес. Без поправки на
карнавальность нельзя воспринимать ни перевоспитания героини, ни
назидательной речи, произнесенной ею в качестве урока другим
строптивицам.
Комедия "Сон в летнюю ночь" (1595-96) повествует о
прихотливости любовного чувства, о его праве, подтвержденном чудом
природы, которое здесь же материализуется волшебным миром леса, где
правят Оберон, Титания, эльфы. "Сон в летнюю ночь" - одна из самых
светлых, музыкальных, изящных комедий Шекспира. Кажется, она и возникла
так же легко, на едином вдохновенном дыхании. Возможно, так и было. Но
тогда поражает другая способность Шекспира - свести воедино
разнообразнейший сюжетный материал и на его основе создать совершенно
новое произведение.
Поправимые ошибки, недоразумения, неузнавания лежат в основе
конфликта ранних комедий. Но постепенно отношение Шекспира к легким
неприхотливым перипетиям меняется. В поздних комедиях, появившихся на
рубеже и в начале нового столетия (их называют серьезными,
драматическими, проблемными) накапливающиеся изменения становятся
очевидны. Привычно обыгрывая название одной из них ("Все хорошо, что
хорошо кончается", 1602-1603), говорят, что теперь у Шекспира не все
хорошо, что хорошо кончается. Счастливый конец, подразумеваемый жанром
комедии, перестает убеждать в том, что гармония восстановлена, ибо
теперь неслучайны нарушения гармонического миропорядка. Конфликт вошел
в характеры, обстоятельства. Разлад стал неотъемлемой чертой мира, в
котором живут герои.
Сонеты
Наиболее вероятное время создания сонетов - 1593-1600. В 1609
вышло единственное прижизненное издание с посвящением, которое и по сей
день продолжает оставаться одной из шекспировских загадок. Оно было
адресовано таинственному W. H.: тот ли это "прекрасный юноша", друг, к
которому обращено большинство сонетов (1-126 из общего числа - 154)?
Наиболее определенный тематический цикл в шекспировском
сборнике представляют первые семнадцать сонетов. У них одна тема:
пожелание прекрасному молодому человеку продолжить себя в потомстве, не
забыть, сколь скоротечна земная жизнь и земная красота. Это
своеобразное введение в книгу, которое могло писаться по заказу и,
возможно, еще до того, как возникло личное отношение поэта к другу,
исполненное восхищения и искренней любви. Поэт навсегда сохраняет
дистанцию, то ли необходимую для его чувства, близкого к поклонению, то
ли диктуемую социальным различием, если принять версию, что адресатом
сонетов был юный аристократ (граф Саутгемптон или граф Пембрук?).
Любовь дарит поэзии вдохновение, но от нее получает вечность. О силе
поэзии, способной победить Время, говорится в сонетах 15, 18, 19, 55,
60, 63, 81, 101.
Любви поэта сопутствует мучительное чувство от того, что друг
непостоянен в своей привязанности. Это касается и его поэтических
пристрастий. Появляется поэт-соперник (сонеты 76, 78, 79, 80, 82-86).
Вторая часть сборника (127-154) посвящена Смуглой леди.
Изменившийся тип красоты звучит вызовом традиции, восходящей к небесной
любви Ф. Петрарки, противопоставлен его ангельски-белокурой донне.
Шекспир подчеркивает, что, опровергая штампы петраркизма, его "милая
ступает по земле" (перевод С. Маршака; сонет 130).
Хотя любовь и воспета Шекспиром как незыблемая в своей ценности
(сонет 116), сошедшая с небес на землю, она открыта всему
несовершенству мира, его страданию, которое готова принять на себя
(сонет 66).
Ромео и Джульетта
Первая подлинно шекспировская трагедия - "Ромео и Джульетта" -
возникла в окружении комедий и сонетов. Она сонетна по своей языковой
природе, ибо ее главный герой Ромео не только говорит, но и любит еще в
этой условной традиции. В любви к Джульетте ему предстоит узнать себя и
столкнуться с миром. В то же время сонетное слово, пришедшее в
трагедию, открыло этому жанру новые лирические возможности в
изображении человека, позволившие сменить дошекспировскую риторику
глубиной мысли и чувства. Без этого спустя пять лет не был бы возможен
"Гамлет".
Небывалая новизна и достоинство Гамлета сказались в том, что,
размышляя о необходимости поступка, он взвешивает его последствия и как
бы предощущает то, что можно назвать нравственной ответственностью.
Побуждаемый к мщению не только призывом отца, но всей привычной логикой
"трагедии мести", Гамлет не верит, что его единственный удар что-то
способен восстановить в мировой гармонии, что ему в одиночку дано
вправить "вывихнутый век". Катастрофично отчуждение Гамлета,
нарастающее по ходу действия.
Разлад героя с историческим Временем будет и далее трагически
нарастать в шекспировских пьесах. Правда, в "великих трагедиях",
написанных вслед "Гамлету", предпринимается последняя попытка эпически
цельного и прекрасного героя пробиться в мир: любовью - Отелло, силой -
Макбет, добром - Лир. Это не удается: Время непроницаемо для них. Более
того - им и внутренне не дано противостоять разрушительному воздействию
Времени. Чем более велик человек, тем страшнее совершается его падение.
"Зло есть добро, добро есть зло" (перевод Б. Пастернака) - зловещим
рефреном звучит заклинание ведьм в "Макбете".
Послесловием к трагедиям пишутся последние пьесы Шекспира:
"Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря". Первоначально их относили к
комедиям. Теперь их принято называть "романтическими драмами"
(romances). Повторяя ситуации трагических сюжетов, они завершаются
счастливо - как будто возвращая утопическую надежду на лучшее.
Магистральной идеей эпохи Возрождения была мысль о достойной
личности. Время подвергло эту идею трагическому испытанию,
свидетельством которого и явилось творчество Шекспира. К финалу в нем
нарастает метафора бури, ибо, как в бурю, все вдруг закружилось,
спуталось, потерялось. Величие и низость стали легко меняться местами.
Человек, спасаясь от самого себя, подобно королю Лиру, бросился назад к
природе, сорвал одежду, чтобы в неприкрытой наготе души обнаружить
неизвестную прежде сложность внутреннего бытия, свою одновременно
Божественную и по-звериному жестокую сущность. "Время вышло из пазов",
прежнее единство распалось, замелькало множеством лиц, быть может,
поражающих не героическим величием, но небывалым ранее разнообразием,
которое впервые и навсегда было запечатлено в драматургии Шекспира.
Шекспировский вопрос
Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило
его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память
для друзей, но ни слова - о книгах, о рукописях. Как будто умер не
великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом
задать так называемый "шекспировский вопрос": а был ли Уильям Шекспир
из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его
именем?
Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного
ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не
путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники
традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество
остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в
"Шекспиры". Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис
Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического
искусства, величайший из "университетских умов" Кристофер Марло. Однако
в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби,
Оксфорд, Рэтленд - права последнего были поддержаны и в России.
Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и
при дворе, возможность путешествовать, открывали широкий обзор жизни,
который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее
имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло
бы ремесло драматурга.
Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его
имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на
сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений
(почему при каждом упоминании имени следовало ожидать уточнения, что
речь идет об уроженце Стратфорда, а не о ком-то еще?). Сразу после
смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а
четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга
Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или
разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть
до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли
предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки
людей, хранилась столь ревностно?
Как же объяснить, что драматург следующего поколения Уильям
Давенант, прекрасно осведомленный в театральных делах и сплетнях,
придумал легенду, по которой получалось, что его мать - "Смуглая леди"
сонетов, а сам он - родной сын Шекспира из Стратфорда-он-Эйвон? Чем тут
было гордиться?
Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не
биографическая загадка, а тайна гения, которому сопутствует то, что
поэт-романтик Джон Китс назовет "негативной способностью" Шекспира, его
поэтическим зрением - видеть все и ничем не обнаружить своего
присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит
личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия,
а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой
эпохи, скрывает лишь одно лицо - свое собственное.
Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и
английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе
европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений
складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков
Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных
ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового
театрального репертуара. Большинство из них было многократно
экранизировано для кино- и телеэкрана.
Каноническая биография.
Родился в Стратфорд-на-Эйвэн. Его отец занимал выборную
должность. В 19 лет женился. Видимо, работал учителем в школе, а потом
поступил в театр актёром, где начал писать пьесы. Театр стал известным, потом получил здание "Глобус". При короле Джеймсе I театр получил звание Королевского.
Автор поэм ("Венера и Адонис" и др.), 154 сонетов, комедий
("Двенадцатая ночь", "Много шума из ничего" и др.), трагедий ("Отелло",
Ромео и Джульетта", Король Лир" и др.). Умер человеком известным и состоятельным.
ШЕКСПИР (Shakespeare) Уильям (1564-1616), английский драматург, поэт; был актером королевской труппы.
Поэмы "Венера и Адонис" (1593) - на мифологический сюжет, "Лукреция" (1594) - из римской истории.
Шекспировский канон (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм.
Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии
"Укрощение строптивой" (1593), "Сон в летнюю ночь" (1596), "Много шума
из ничего" (1598).
Трагедия о любви и верности ценою жизни "Ромео и Джульетта"
(1595). В исторических хрониках ("Ричард III", 1593; "Генрих IV",
1597-98), трагедиях ("Гамлет", 1601; "Отелло", 1604; "Король Лир",
1605; "Макбет", 1606), в "римских трагедиях" (политических - "Юлий
Цезарь", 1599; "Антоний и Клеопатра", 1607; "Кориолан", 1607),
лирико-философских "Сонетах" (1592-1600, опубликованы в 1609)
нравственные, общественные и политические конфликты эпохи осмыслил как
вечные, неустранимые, как законы мироустройства, при которых высшие
человеческие ценности - добро, достоинство, честь, справедливость -
неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение.
Создал яркие, наделенные могучей волей и сильными страстями
характеры, способные как к героическому противоборству с судьбой и
обстоятельствами, самопожертвованию, переживанию ответственности за
разлад мира ("распавшуюся связь времен"), так и готовые преступить
нравственный "закон" и погибнуть ради всепоглощающей их идеи или
страсти (честолюбия, власти, любви). Поиски оптимистического решения
конфликтов привели к созданию романтических драм "Зимняя сказка"
(1611), "Буря" (1612).
Трагедии Шекспира - величайшие образцы трагического в мировой литературе.
|