Дени Дидро
Дени Дидро, Denis Diderot (родился 5 октября 1713 в городке Лангр, ныне
во французском регионе Шампань-Арденны; умер 31 июля 1784 в Париже) -
философ, драматург, создатель первой европейской энциклопедии по всем
отраслям знаний. Один из идеологов Великой Французской революции.
Дидро Дени родился в семье ножовщика. Образование получил в
иезуитском коллеже Лангра, впоследствии, вероятно, учился в парижском
янсенитском Коллеж д'Аркур. Отказавшись от церковной карьеры,
зарабатывал на жизнь (отец отказал ему в содержании) частными уроками и
случайными статьями в журналах, неплохие деньги доставляло сочинение
проповедей. Круг его друзей в ту пору состоял преимущественно из таких
же полунищих интеллектуалов, и похоже, он сделался в этом окружении
непререкаемым авторитетом.
В 1741 Дидро влюбился в Антуанетту (Нанетту) Шампьон, жившую в
большой бедности с овдовевшей матерью. Они решили вступить в брак, и он
отправился в Лангр объявить об этом и потребовать причитающуюся ему
долю семейного состояния, однако отцу удалось посадил его в тюрьму.
Бежав из темницы, Дидро вернулся в Париж, где они с Нанеттой тайно
обвенчались. Супруги не очень подходили друг для друга: Дидро не был
верным мужем, а Нанетта с годами сделалась невыносимо сварливой>;
тем не менее они не расставались до смерти.
В начале 1740-х годов Дидро поручили перевести Рассуждение о
достоинстве и добродетели (Inquiery Concerning Virtue and Merit)
Шефтсбери, в ту пору мало известного во Франции. На страницах этой
работы (в значительной степени самостоятельной) он предстает еще
теистом, но уже год спустя в Философских мыслях (Penses
philosophiques), своего рода опровержении Мыслей Паскаля, он выступает
как скептик и вольнодумец. К этому времени Дидро-философ уже достиг
зрелости, заявляя о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте,
но прежде всего – как о поборнике скептицизма. Напечатанные без имени
автора Философские мысли имели значительный успех, выразившийся также в
публичном сожжении.
Вместе со своим другом Ж.Л.Даламбером он получил приглашение стать
во главе огромного нового начинания, названного, Энциклопедия, или
Толковый словарь наук, искусств и ремесел (Encyclopdie, ou Dictionaire
raisonn des sciences, des arts et des mtiers). Издатель поначалу
рассматривал этот словарь просто как перевод Энциклопедии Э.Чемберса
(1728), но усилиями Дидро и Даламбера тот превратился во всеобъемлющее
обозрение современного состояния знаний во Франции. Тогда же Дидро
напечатал эпикурейский роман в духе «либертинства» Нескромные сокровища
(Les Bijoux indiscrets).
После Философских писем репутация Дидро подверглась новому
испытанию, когда в 1749 он опубликовал вызывающе дерзкое Письмо о
слепых в назидание зрячим (La Lettre sur les aveugles l'usage de ceux
qui voient). Дидро был заключен в Венсенскую крепость-тюрьму, где
провел около четырех месяцев.
По выходе из тюрьмы работа над Энциклопедией возобновилась, к ней
привлекли многих выдающихся представителей науки и искусства, включая
Вольтера. Дидро занимался историей философии и ремесел. Редакторы
строили свою энциклопедию в согласии с принципом «древа знания»
Ф.Бэкона, впрочем, несколько подправив «древо», так что религия
оказывалась просто ветвью философии, а история представала скромным
разделом памяти. Особой заботой редакторов было сочетание «словарного»
(алфавитного) порядка статей, удобного для обычного читателя, с
предположительно более философским, «энциклопедическим» охватом
материала, для чего была изобретена сложная иерархическая система
перекрестных отсылок. Через эти отсылки статья, например, ортодоксально
религиозного содержания увязывалась с другой статьей, опровергавшей все
основные тезисы первой. Работа, в конечном итоге составившая 17 томов
текста и 11 томов таблиц, потребовала многих лет. На первых порах
поддерживаемая властями, затем она приобрела могущественных
противников, в особенности среди иезуитов, и несколько раз
приостанавливалась королевскими эдиктами. Когда она была доведена до
середины, еще одним ударом стало отступничество Даламбера; последнее
потрясение Дидро испытал, обнаружив, что издатель без его ведома
осуществил цензуру статей.
Одним из основных поставщиков статей для Дидро был П.Гольбах, чей
дом стал своего рода фабрикой, где переводились и откуда
распространялись труды радикального и атеистического характера. На
обедах у Гольбаха Дидро встретился и свел знакомство с Д.Юмом,
Д.Гарриком, Д.Уилксом и Л.Стерном.
Вскоре после появления первого тома Энциклопедии Дидро опубликовал
Письмо о глухих и немых (La Lettre sur les sourds et muets),
продолжавшее более раннее Письмо о слепых. Оба Письма исходят из теории
Дж.Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали непреложной
истиной: не существует «врожденных идей», все знание приобретается из
опыта. Письмо о глухих и немых содержит неожиданный поворот мысли:
раздумывая о том, как нужно представлять происхождение языка, когда
существуют глухонемые, автор приходит к «иероглифической» теории
природы поэзии. В обоих Письмах главенствует дорогая для Дидро мысль:
философу может потребоваться «ослепить себя», чтобы по-настоящему
видеть, и «стать глухим», чтобы как следует слышать.
Связано с Письмами и другое сочинение Дидро этого периода – Мысли об
объяснении природы (Penses sur l interprtation de la nature, 1753),
серия размышлений о роли «догадки» в науке. Незадолго до этого
естествоиспытатель Ж.Л.Л.Бюффон подверг критике претензии математики на
абсолютную роль в познании, и Дидро вслед ему доказывал, что господство
математики, которая представляет собой набор условных формул и имеет
дело с абстрактными сущностями, отнюдь не идентичными реальным
явлениям, подходит к концу, и она должна уступить место естественным
наукам. Эта перемена, утверждал далее Дидро, приведет к тому, что новая
и творчески более значительная роль будет принадлежать опытному знанию.
Около 1756 под впечатлением от случайно попавшей ему в руки комедии
К.Гольдони Настоящий друг Дидро написал драму Побочный сын (Le Fils
naturel), в развитии действия близко следующую за пьесой Гольдони
(местами два эти произведения почти неотличимы), однако стремящуюся
придать конфликту более серьезный философский характер. В сопутствующем
пьесе трактате герой намечает программы нового, реформированного
театра, порывающего с условностями классицизма. Недоброжелатели Дидро
поспешили обвинить его в плагиате, и пьеса имела во Франции скромный
успех, зато вторая пьеса Дидро, Отец семейства (Le Pre de famille),
вошла в репертуар «Комеди-Франсез». Сочинения, в которых он изложил
свое понимание театрального искусства и концепцию новой, домашней драмы
имели значительный резонанс, особенно за пределами Франции.
В драме Дидро выдвигает идею среднего жанра, стоящего между
трагедией и комедией, правдиво и серьёзно изображающего горести и
радости. Дидро требует непредвзятого изображения жизни во всём её
неповторимом индивидуальном своеобразии, стремится внести в драму
будничный тон, максимально приблизить сцену к обыденной жизни (Беседы о
"Побочном сыне", 1757, и Рассуждение о драматической поэзии, 1758).
Через Ж-Ж.Руссо Дидро познакомился с немецким литератором
Ф.М.Гриммом, который издавал рукописный журнал «Корреспонданс литерер»,
знакомивший королевских особ с культурной жизнью Парижа. Начиная с 1759
Дидро освещал в нем устраиваемые раз в два года выставки живописи в
Лувре – Салоны (Salons). Готовя эти статьи, он посещал мастерские
знаменитых французских художников. Его пространные «обозрения» по форме
часто представляли собой сюжетные повествования или философские
фантазии, охватывающие самые разные темы.
Из этих и других сочинений Дидро возникает продуманная и ясная
система эстетических взглядов, тесно связанная с его этическими
концепциями. Эта связь хорошо видна на примере Парадокса об актере
(Paradoxe sur le comdien). Сочинение было начато как отзыв о книге,
посвященной английскому актеру Д.Гаррику, но приобрело форму диалога об
искусстве и актерской игре. Впоследствии обсуждавшееся и оспаривавшееся
многими актерами, оно затрагивало и более широкую тему, так как Дидро
обосновывает парадокс, согласно которому талант оплачивается высокой
ценой – одаренные талантом люди становятся бесчувственными чудовищами.
В середине 1760-х годов, когда работа над Энциклопедией почти
закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою
библиотеку. Его друг и работодатель Гримм, благодаря «Корреспонданс
литерер» хорошо знакомый с Екатериной II, предложил ей приобрести
библиотеку. Царица согласилась, поставив условием, что Дидро останется
хранителем библиотеки и ее личным библиотекарем. Дидро стал советником
Екатерины II в делах, связанных с живописью, помог ей положить начало
коллекции Эрмитажа. В 1773 он отправился в Санкт-Петербург, где был
принят с особыми почестями. В нескольких трактатах, написанных для
Екатерины II в эту пору и позднее, Дидро пытался (без заметного успеха)
разъяснить зло абсолютистской власти, склонить к освобождению крестьян
от крепостной зависимости, написал замечания на проект Наказа. К этому
же периоду относятся ряд работ Дидро о народном образовании: План
университета или школы публичного преподавания наук для Российского
правительства, составлен в 1775 по просьбе Екатерины II, и заметки,
написанные им во время пребывания в Петербурге (О школе для молодых
девиц, Об особом воспитании, О публичных школах и др.).
Путешествие подорвало его здоровье, однако Дидро еще несколько лет
отдавал много сил литературным проектам. Он приготовил обширный
материал для своего друга Г.Рейналя, писавшего Историю обеих Индий
(Histoire de deux Indes), с резкой критикой колониальной политики
Франции; опубликовал обширное Эссе о Сенеке (Essai sur Snque), где
пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором
привычно видели воплощенное лицемерие; в рукописи остался законченный
большой трактат по физиологии. В феврале 1774 его разбил удар, и 31
июля того же года Дидро умер; его жена Нанетта воспрепятствовала
попыткам обратить умирающего в лоно церкви. В согласии с его желанием
дочь Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II.
В Петербург была перевезена и библиотека Дидро, купленная императрицей
еще в 1765.
Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна
– это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой,
но по существу лишь исторический интерес; другая – несколько
замечательных произведений в прозе, едва известных современникам Дидро,
но много говорящих современному читателю. Самое раннее из них – роман
Монахиня (La Religieuse), в котором содержится великолепное
исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее
обличения. По-видимому, Дидро не показывал Монахиню своим друзьям, хотя
под конец жизни опубликовал роман в «Корреспонданс литерер». Еще
большую скрытность он проявил в отношении вскоре набросанного, а
возможно и написанного набело диалога Племянник Рамо (Le Neveu de
Rameau). Это необычное произведение, которое так любили И.В.Гёте
(переведший его на немецкий), Г.В.Ф.Гегель (обращавшийся к нему в
Феноменологии духа), К.Маркс (отдававший Дидро предпочтение перед всеми
другими прозаиками) и З.Фрейд (нашедший, что здесь предвосхищен Эдипов
комплекс), вне сомнения, сам Дидро не собирался публиковать.
Произведение открыто для многих интерпретаций, однако в определенном
отношении представляет собой размышление о природе гениальности. В
диалоге участвуют философ (можно назвать его вторым «я» Дидро) и его
знакомый Жан-Франсуа Рамо, племянник выдающегося композитора
Жана-Филиппа Рамо – сам неудавшийся композитор, опустившийся человек,
который погряз в нищете и прославился лишь экстравагантными теориями и
шутками. Нужда заставляет его вести паразитическое существование,
фиглярством добывая себе хлеб и кров, и он излагает целую науку о
паразитизме. Второе «я» Дидро то забавляется, то испытывает к
собеседнику отвращение, но признает, что опровергнуть его доводы
нелегко. В этом, однако, и нет особой нужды, так как для самого Рамо не
тайна, что в его построениях есть фатальный изъян. Обманувшись во всех
своих упованиях, он пытается обрести опору в цинизме, но и цинизм
оказывается ненадежной точкой отсчета.
В 1769 Дидро написал полный фантазии пародийно сократический диалог
о материализме Сон Даламбера (Rve de d'Alembert). Дидро и Даламбер
беседуют о Декарте, и Дидро развивает один из своих любимых
материалистических парадоксов, состоящий в том, что вся материя
наделена способностью чувствовать, так что нет нужды вслед за
картезианцами говорить о «душе». Последнее выдающееся литературное
произведение Дидро, Жак-фаталист (Jacques le fataliste), написанное
годом-двумя позже, навеяно Тристрамом Шенди Л.Стерна. Это пикарескный
роман, перебиваемый отступлениями, внутри которых имеются свои
отступления; в центре – безымянный Хозяин и его слуга Жак, действие
состоит в их соперничестве друг с другом за власть; верх без труда
берет Жак. Взаимоотношения героев и переход власти из рук в руки
воспринимаются как притча, обладающая многогранным содержанием: речь
идет и о природе литературного вымысла, и об отказе повествователя
служить смиренным слугой или пособником читателя, и о французском
обществе и зависимости дворянства от третьего сословия, и о судьбе, о
необходимости для каждого признать ее верховную власть. В диалоге Сон
Даламбера Дидро размышляет о сущности материализма, в романе – о
всесилии детерминизма. Живой и веселый характер повествования
напоминает сочинения Стерна, однако парадоксальность и глубина –
заслуга Дидро.
|