Ибсен Генрих Иоганн (род. 20 марта 1828 г.) — норвежский писатель, один из самых выдающихся драматургов XIX в.
Родился в маленьком приморском городке Скиене, насчитывавшем
в то время едва 8 тысяч жителей. В школе он отличался своими
«сочинениями» и склонностью к живописи. Мечтой подростка было сделаться
художником. В 16 лет Ибсен поступает учеником в аптеку в Гримстате, где
работает около пяти лет. Его первые стихи относятся к событиям
1848-1849 года.
Ибсен усердно готовится к поступлению в медицинскую академию, куда
однако не был принят. Во время этих занятий он написал первую свою
драму «Катилина» [1849], на которую возлагал большие надежды. Пьеса эта
встретила однако очень холодный прием, некоторое сочувствие нашла
только в студенческой среде. Первой поставленной на сцене пьесой Ибсена
был «Богатырский курган», написанный под сильным влиянием Эленшлегера.
В 1851г. совместно с О. Винье и Батен-Ганзеном начал издавать
еженедельный оппозиционно-сатирический листок «Manden» (Человек).
В этом же году Ибсен был назначен инструктором Бергенского театра
с обязательством ежегодной постановки одной своей пьесы. Для
Бергенского театра им написаны пьесы: «Ночь на Иванов день», «Фру Ингер
из Эстрота» [1855], «Пир в Сольхауге» [1856], «Воители в Гельголанде»
[1858] и «Олаф Лилиенкранц» [1857].
В 1857 Генрих Ибсен переехал в Христианию, где заведовал
артистической частью городского театра до его закрытия. В 1864г.
получил после долгих хлопот пенсию от стортинга и уехал в Рим. Только
в 1891, уже будучи драматургом с мировым именем, он поселяется
в Норвегии. Сторонник националистического движения, направленного
против политического гнета Швеции и культурного засилья Дании, Ибсен
был одним из пионеров норвежского элитного языка. Написанные
в традиционной форме героической драмы (стихотворная форма, пространный
монолог, запутанная интрига), произведения первого периода уже носят
в себе те черты, которые впоследствии стали отличительными в его
творчестве.
Вопросам коллизий компромисса и принципиальности целиком посвящены
известнейшие пьесы Ибсена следующего этапа его творчества: «Бранд»
[1865] и «Пер Гюнт» [1867]. Герои этих драм — абстрагированные носители
этих идей компромисса, с одной стороны, и принципиальности — с другой.
Обе эти пьесы, а также написанная почти десять лет спустя «мировая
драма» «Кесарь и галилеянин» [1873], предназначавшиеся самим автором
лишь для выражения его идейного credo, мало сценичны, это — «драмы для
чтения» (Lesedramen).
В Германии в 1897 был даже основан специальный странствующий
ибсеновский театр. Интерес к Ибсену в России возникает впервые в конце
80-х гг. В 1900-1901 издается первое полное собрание сочинений Ибсена,
пьесы его ставятся театрами разных направлений (театр Корша, Малый
и Художественный). На русскую драму Ибсен влиял главнім образом через
своих преемников, драматургов-импрессионистов и символистов:
Метерлинка, Гауптмана, Пшибышевского и других. Интерес к Ибсену как
на Западе, так и в России, начиная с 1911-1912, постепенно угасает. Его
драмы в настоящее время почти полностью преданы забвению.
23 мая 1906 года Генрих Ибсен умер
|