|
|
|
Александр Дюма-сын (27 июля 1824 — 27 ноября 1895) — сын Александра
Дюма, знаменитый французский драматург, член Французской академии (с
1874)
Мать его была простая парижская работница, от которой Дюма
унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко
отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой,
непритязательной гризеткой Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал
ему хорошее воспитание. С 18-ти лет он начал писать стихотворения в
периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный
сборник, «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за
ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти
отразилось влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet»
(«Приключения четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор
Серван»), «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts»
etc.), a потом и более оригинальные романы и повести: «Diane de Lys»,
«Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture» и др.
Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он
перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие
вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со
смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное
событие. Серию этих блестящих драм «à thèse»
(«идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux
Camélias» (написанная первоначально в виде романа),
представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора
с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком
безнравственной.
В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но
милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал
любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше
осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.
На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».
За первой драмой последовали: «Diane de Lys» (1851),
«Demi-Monde» (1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858),
«Père Prodigue» (1859), «Ami des femmes» (1864), «Les
Idées de m-me Aubray» (1867), «Princesse Georges» (1871), «La
femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse» (1873),
«L’Etrangère» (1876). Во многих из этих пьес Дюма — не просто
бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих
героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и
устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто
практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении
незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о
святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и т.
д. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно
придает большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он
приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его
драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными
произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым
истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам — Маргариты Готье,
Marceline Delaunay и др. Издав собрание своих драм (1868—1879) с
предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал
писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: «Princesse de
Bagdad» (1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887); кроме того, он
написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим
псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» — с П. Корвином (подписана Р.
Nevsky).
Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также
в романах («Affaire Clmenceau») и полемических брошюрах. Из последних
особенно известны «L’homme-femmine», «La Question du divorce»,
«Recherche de la paternit» и др.
/ Биографии / Дюма А. - сын
|