СТАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ, СТАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
В Филиале Центрального Военно-морского музея — Мемориальном
комплексе подводной лодки "Народоволец" — Д-2, что на Шкиперском
протоке Санкт-Петербурга, обычный рабочий день. Идет экскурсия по
отсекам одного из первенцев советского подводного судостроения. Состав
экскурсионной группы, как всегда, пестр: здесь и дотошные
инженеры-кораблестроители, и класс школьников, норовящих что-то
потрогать и, пользуясь моментом, даже повертеть какое-нибудь "колесо" —
клапан малопонятного механизма, и даже бабушки-домохозяйки с
внуками-дошколятами.
Одних интересует история строительства и эксплуатации подводных
кораблей, других — отличия дизель-электрических лодок от атомных и
вопросы жизни и быта подводников (излюбленный вопрос-восклицание: "Как,
разве на такой неудобной и узкой кровати можно было спать!?"), третьи —
просто пришли из любопытства, после фильма "72 метра". Словом, все, как
обычно...
Я, как экскурсовод, стараюсь как можно доходчивее разъяснить
принципы работы механизмов и систем подводного корабля. Моя задача не
просто провести экскурсантов по отсекам, а донести до них славную
историю лодки. Очень хочется, чтобы люди, побывавшие на борту подводной
лодки (пусть даже экспоната музея), поняли и приняли близко к сердцу
чрезвычайно трудную, опасную службу подводника. А ведь подводник этот,
в таких вот условиях, не просто служил, а воевал! Да еще как воевал! И
не где-нибудь, а на Балтике, на относительном мелководье, прорываясь
через минные и сетевые заграждения. Воевал против сильного, грамотного,
имевшего уже к началу войны солидный боевой опыт, врага. Очень не хотел
этот противник, чтобы наши подводные лодки топили его транспорты,
перевозящие ценное стратегическое сырье (в частности, никелевую руду)
по Балтийскому морю из Скандинавии в Германию. Очень не хотел! И
потому старался запереть Финский залив наглухо. Но лодки все-таки
прорывались! Прорывались, неся огромные потери. Прорывались и топили
эти самые транспорты и охраняющие их боевые корабли. Каждый такой
прорыв и даже неудавшаяся попытка прорыва — подвиг! Скрежет минрепа о
борт,
оглушающие взрывы глубинных бомб, попадание в противолодочную сеть,
сопряженные с огромным риском зарядки аккумуляторов по ночам, в
надводном положении, практически на виду у противника и даже стоянка на
Неве, в осажденном, простреливаемом городе, под бомбами, в голоде и в
холоде, это ли не подвиг?
Экскурсия проходит в третий — жилой и аккумуляторный отсек. У
кормовой переборки, по левому борту отсека — штурманская рубка.
Экскурсанты вздрагивают от неожиданности: в штурманской рубке за
путевой картой, с прокладочным инструментом в руках, сидит манекен,
облаченный в китель старшего лейтенанта, с двумя "средними" нашивками
на рукавах. Показываю каюты командира и комиссара, камбуз с
коком-манекеном. В этом отсеке жили офицеры, спали на таких вот
узеньких диванчиках, ели за таким вот столом. Приглашаю группу
спуститься вниз, под палубу отсека, в аккумуляторную "яму". Здесь
когда-то размещалось ни много ни мало — 12 аккумуляторных баков. Теперь
здесь относительно просторно: почти все аккумуляторы выгружены,
несколько "бачков" у носовой переборки оставлены для демонстрации
экскурсантам. Показываю и рассказываю, как они размещались, как
устроены, как эксплуатировались. Но главное — это экспозиция фотографий
балтийских подводников. Евгений Осипов, Александр Маринеско и многие,
многие другие смотрят с переборки и бортов на поколения экскурсантов,
большая часть которых выросла после Великой войны и Победы.
Задерживаюсь у мини-диорамы с воспроизведением подвига экипажа
"Народовольца" по высвобождению лодки из противолодочной сети и ремонту
в холодных осенних балтийских волнах ее вертикального руля. В этом,
первом боевом походе "Д-2", экипаж, руководимый Романом Линденбергом,
преодолел-таки противолодочный рубеж противника, "прополз" над и под
минами, сумел скрытно пополнить запасы своих энергоресурсов и добился
победы — пустил на балтийское дно два вражеских транспорта! А вот как
проходили торпедные атаки во время прошедшей войны, я рассказываю
притихшим слушателям уже в первом, более-менее просторном отсеке. Я
вспоминаю и напоминаю людям о жертвах подводной войны на Балтике. Ведь
Победа досталась нашему народу очень дорогой ценой! Из находившихся в
составе Балтийского флота 68 подводных лодок, по состоянию на 22 июня
1941 года, в "живых", по состоянию на 9 мая 1945 года, осталось только
29! 38 подводных кораблей погибли при непосредственном боевом
столкновении с противником или при попытке прорыва противолодочного
рубежа и 9 лодок погибли по различным некорректно называемым "небоевым"
причинам ("С-1", "М-71", "Ронис", "Спидола" и "М-83" были взорваны их
экипажами, дабы не быть захваченными врагом; "М-74" погибла при
авианалете на Кронштадт; "Л-1" и "Щ-411" погибли при артобстреле города
на Неве).
А ведь все это было не просто "железо", это были люди, правда, их
тоже можно смело назвать "стальными"... И было этих стальных балтийских
подводников — одна тысяча четыреста сорок семь... Вечная им слава и
покой на морском дне! Как говорил адмирал Степан осипович макаров, тоже
отдавший свою жизнь за Родину, "ПОМНИ ВОЙНУ!"
Такие вот мысли навевает подчас самая обычная экскурсия по "старушке", славной дизель-электрической подводной лодке...
Рудольф Рыжиков,
ветеран подводник, член Ассоциации
флотской прессы Санкт-Петербурга,
капитан 1-го ранга в отставке
|