Проходят годы. Великая Отечественная война все дальше отодвигается в глубь истории. Но интерес к ней не утихает.
Михаил
Васильевич Исаковский. В 1941 году написал восьмистишье "Перед боем".
Эта карандашная зарисовка - один из первых поэтических откликов на
грядущую войну. Ожиданием часа наступления была заполнена жизнь автора,
оказавшегося вместе с другими беженцами в Чистополе. Пройдет несколько
труднейших военных лет, заполненных до краев надеждами, работой,
холодом, отчаянием. Радио часто передавало песни на слова Исаковского,
но поэт понимал, что теперь, как хлеб насущный, как самолеты и танки,
нужно песенное слово. В чистопольской разлуке с гордостью берег
Исаковский прихваченный еще в Москве номер "Правды" - в нем было
напечатано стихотворение "...До свиданья, города и хаты...".
Стихотворение с молниеносной быстротой стало походной песней, которую
пели в теплушках, на вокзальных площадях, в походах - по всей стране.
В
декабре 1941 года, в памятные жгучими морозами дни, он пишет "В огне
заводы..." - стихотворение, напоминающее пушкинское "Клеветникам
России". Исаковский предрекал смерть тем, кто пришел в чужую страну на
разбой: "Дотла сожжет вас ненависть народа, заледенит безжалостно
зима". Художник рисует картину яростной борьбы с захватчиками, которые
получают то, что заслужили. Стихи оказались пророческими и хорошо
работали на победу.
Растет песенная летопись войны, создаваемая Исаковским вместе с великим соавтором - народом.
Среди
творческих удач 1942 г. следует назвать стихотворение "В прифронтовом
лесу". "В прифронтовом лесу" выделяется редкостной жизнерадостностью.
Напоминание о мирных днях усугубляло драматизм существовавшего
положения, поэт не скрывал: десятки тысяч людей ежедневно шли
сознательно и осмысленно на смерть. В богатейшей поэзии военных лет
никто, пожалуй, с такой предельной откровенностью не заявлял о том, что
ждет тех, кто слушает в эту минуту вальс в прифронтовом лесу.
Как
и в мирную пору, Исаковский несколько раз обращался к излюбленному
жанру стихотворного рассказа. Особенно удались ему записи -
стихотворные рассказы - партизанских былей. В стихотворении
"Партизанка" старуха рассказывает, как она сама, своими руками подожгла
собственный дом, в котором поселились враги. ...Начиная с 1944 года,
когда Смоленщина была наконец освобождена, когда стало очевидно, что
военный перевес на русской стороне, в стихах Исаковского начинают
преобладать радостные мотивы. Характерна для этого времени зарисовка,
напоминающая набросок, сделанный с натуры: "Еще и артиллерия гремела, и
мины рвались на краю села, а ласточка уже взялась за дело и, хлопоча,
гнездо себе вила". Далее идет обнадеживающий вывод: "И люди выходили из
укрытий навстречу дню большому своему".
Апофеозом победной войны
в творчестве Исаковского следует считать стихи о России, исполненные
крупных обобщений, бесконечной благодарности к матери - Родине: "Каким
высоким словом мне подвиг твой назвать? Какой великой славой вен чать
твои дела? Какой измерить мерой - что ты перенесла? " Тему войны продолжает Симонов.
Военная
лирика сделала имя Симонова широко известным. Стихи Симонова учили
воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод,
разруху.
Более того, они помогали не только воевать, но и жить.
Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы
военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: "Ты
помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Жди меня, и я вернусь", "Если
бы нас своим могуществом...", "Майор привез мальчишку на лафете...".
Человек,
поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым
жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от> этого сам становился
иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и
точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности.
Этот процесс переживал и Симонов, об этом он написал одно из наиболее
глубоких своих стихотворений "Словно смотришь в бинокль перевернутый".
Цикл
стихов о войне Симонов обычно открывал лаконичной записью "Из
дневника". Нагнетая бытовые детали, он говорит о переходе от мирного
времени к неожиданной военной беде. Непривычная шинель, горечь
расставаний, материнские слезы, а затем и первые смерти, и "бомбежка
весь день" - все это вместе взятое завершается фразой, в которой звучит
удивление, и отказ от иллюзий, и ирония, и, прежде всего, зрелость,
спокойно мужественное понимание истины:
Да война такая, какой мы писали ее - Это горькая истина...
Война
изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. "Я -
другой", "Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны", - так
утверждается в стихах 1945 года ("Встреча на чужбине").
Мужество
и любовь нераздельны в сердце солдата, и наверно, поэтому симоновские
стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и
гармоничности. Перед нами развертывается единый характер, и это
характер именно того человека, который выстоял в первых боях с
фашизмом, а потом разгромил врага.
Внешне стихи Симонова многотемны, разнообразны по сюжетам, мотивам, настроениям.
Стихи Симонова были очень правдивы в отражении богатства внутреннего мира и очень активны в его создании.
В
годы Великой Отечественной войны и поэзия Алексея Суркова обрела
широчайшую популярность, и его по праву называли "солдатским поэтом".
Некоторые сравнительно ранние произведения поэта отмечены значительной
художественной самостоятельностью и почти не уступают многим более
поздним его созданиям ("Рассказ фронтовика", "О войне и детях" и др.) В
этих стихотворениях - будни: матрос, жалея смертельно раненного
товарища, пристреливает его; гибнет стосковавшийся по сенокосу, по
мирной сельской жизни разведчик Егор.
Уже тогда в сурковских
стихах появляется трагический пейзаж войны, временами еще слегка
романтизированный, но в основе своей реалистический. Стихи Суркова
стали бы куда беднее и монотоннее, если бы в них не ощущалась любовь к
жизни, к товарищам, к людям.
В стихотворении "О войне а детях"
возникает образ комиссара, у которого при взгляде на детей во вражеской
станице "из глаз уходит блеск стальной", и в сабельный поход героев
поэта ведет не столько ненависть, сколько мечта о будущем.
В
подобных строках уже заложено зерно многих будущих стихов поэта Великой
Отечественной войны и прямой нескрываемый пафос ненависти к врагу,
которая "бродит в крови, молода и упряма", и сознание тяжести военной
страды, горечь потерь и разрушений. "Бьется в тесной печурке
огонь...". Кажется, устами поэта здесь говорит сама горестная и гневная
поздняя осень, почти зима сорок первого года, сама армия, еще прижатая
натиском врага к Москве, но уже накопившая яростную жажду возмездия.
В
одном чеховском рассказе говорится, что "от печальной песни потянуло
свободной жизнью". Так и от грустно-раздельной "Землянки" веет силой,
негасимой любовью к женщине, к жизни, к родной земле. Как будто в лютый
мороз первой военной зимы послышалось дыхание еще далекой, но
неизбежной весны!
В стихах "Декабрьского дневника" Сурков как бы
еще только всматривается в "лица походных друзей" - воюющего народа.
Теперь же они ярко вырисовывались перед ним в трагическом зареве
огромнейшей битвы. Поэтому чувство горя, ненависти, гнева сочетаются в
стихах Суркова с ликующим чувством сопричастности величию и подвигу
народа. "Злая правда", горчайшие картины войны, "приправленные"
невеселой солдатской шуткой, помог ли поэту закалять и вооружать сердца
читателей жаром ненависти к врагу и жаждой возмездия.
В годы
Великой Отечественной войны он особенно остро ощутил, что эта
драгоценная "эстафета" в значительной степени доверена поэзии. И
благодаря его стихам до нас доныне долетают гневный призыв, горячая
клятва, наконец глубоко интимные признания, с нежданной силой
отзывающиеся в миллионах сердец.
Навсегда вошли в историю,
неотделимо спаявшись огромным всенародным переживанием, что зовется
Великой Отечественной войной, лучшие стихи Алексея Суркова тех лет, и
никогда не будет допета его "Землянка", которую подхватывают все новые
и новые поколения.
Источник: http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=5196&Itemid=141
|