Понедельник, 23.12.2024, 17:05Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный двор
Меню сайта
Праздники Украины
Категории раздела
Мои статьи [11]
Математика [50]
Литература [24]
География [66]
История [76]
Химия [21]
Русский язык [61]
Биология [31]
Пословицы скороговорки [39]
Загадки для школьников [68]
Биография русских поэтов и писателей [83]
Биография украинских поэтов и писателей [40]
Биография зарубежных поэтов и писателей [56]
Школьные сочинения [325]
Задачи [15]
Открытки [6]
Рисунки из символов [14]
Шкільні твори на українській мові [174]
Характеристики литературных персонажей (героев) [41]
Физика [14]
Сопромат(Труд) [5]
Астономия [7]
Мифология [22]
Физминутка [5]
Класні виховні заходи [128]
Cценарії свят та виховних годин, інформаційні хвилинки
Поделки для детей [140]
Новогодние костюмы [16]
Песни для школьников [37]
Стихи для школьников [325]
Все на українській мові [321]
Коллекция СМС [25]
Детские игры [39]
Азбука природы [19]
Кредитка
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Школьные сочинения

Сочинение. ПУШКИН О ПОЭТЕ
ПУШКИН О ПОЭТЕ
Каждый поэт рано или поздно вынужден решить для себя во­прос: что есть поэзия, в чем ее предназначение, и чем поэт принци­пиально отличается от обычного человека. Пушкин — не исключе­ние. Более того: тема поэта становится принципиальной для всего творчества Пушкина еще и потому, что сам он занимает в русской поэзии исключительное место. Пушкин — первый профессиональ­ный русский поэт — стоит на рубеже между поэзией классицизма и поэзией XIX века, история которой, очевидно, начинается с его творчества.
Осмысление Пушкиным образа поэта тесно связано с этапами его биографии и творческого пути. Впервые Пушкин ощущает себя поэтом еще в лицее:
В углах Лицейских переходов Являться Муза стала мне, Моя студенческая келья, Доселе чуждая веселья, Вдруг озарилась — Муза в ней Открыла пир своих затей; Простите, хладные науки! Простите, игры первых лет! Я изменился, я поэт.
Однако первые стихи Пушкина еще достаточно традиционны, традиционны в них и представления о поэте. Поэт — это человек, которому его дело не приносит ни славы, ни денег, а лишь одни не­счастья. Тогда же появляется и образ поэта-ленивца:
В таком ленивом положенье Стихи плывут и так и сяк.
В лицее же происходит символическое для Пушкина посвяще­ние в поэты: во-первых, во время лицейского экзамена Державин «передает» молодому поэту «русскую лиру», во-вторых, Пушкина принимают в неофициальное общество молодых литераторов «Арза­мас», что свидетельствует о том, что принадлежность Пушкина к литературным кругам получила общественное признание.
Итак, в Петербург Пушкин приезжает уже поэтом. Со столич­ной жизнью он связывает большие надежды, и если лицей пред­ставлялся Пушкину монастырем, то Петербург для него — долгож­данное освобождение. Однако на деле все выходит не так удачно. Пушкин поступает на службу в Коллегию иностранных дел, служба его угнетает, в стихах появляется тема противопоставления высоко­го призвания поэта чиновничеству. В тот же период Пушкин сбли­жается с декабристскими кругами. Осмысление роли и предназна­чения поэта в это время связывается с задачами политической про­паганды. В первых же строках оды «Вольность» (1817 г.) Пушкин демонстративно отказывается от любовной поэзии:
...Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
 На тронах поразить порок.
В стихотворении 1819 года «Деревня» появляется образ поэта-витии, поэта-пророка, признание которого — говорить правду, «тревожить сердца».
В 1820 году Пушкин отправляется в южную ссылку. Последую­щие несколько лет проходят для него под знаком романтизма. От­сюда в творчестве Пушкина возникает вполне характерная идея того, что жизнь поэта должна сливаться с его творчеством. В это же время появляется мотив высокого ремесла поэзии. Поэзия доступна лишь избранникам, любимцам Музы, которая дает поэту источник поэзии («Сама из рук моих свирель она брала...»).
Во время пребывания на юге в поэзии Пушкина начинает разра­батываться мотив противопоставления поэт — царь. Большую роль в осмыслении этой темы сыграл образ римского поэта Овидия, ко­торый в свое время подвергался гонениям со стороны императора Августа. Тем самым наметилась параллель: Овидий — Август, Пушкин — Александр. Противопоставление власти, дарованной небом, и власти земной оформилось в стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Как видно, облик поэта в это время расширяется до облика во­лхва, кудесника, летописца. Позже, в «Сказке о золотом петушке», Пушкин выскажет мысль о том, что если царь пытается доказать свою власть поэту, то его покарает само небо.
Если в романтическом творчестве поэт в жизни и в стихах не­пременно един, то с отходом от романтизма Пушкин пересматрива­ет свое понимание этой проблемы. В 1824 году, в Михайловском, Пушкин пишет «Разговор книгопродавца с поэтом», стихотворение, которое становится своего рода декларацией права поэта на правди­во прозаическое отношение к жизни (на художественном уровне это подчеркивается тем, что в заключительных строках стихотворения поэт сам переходит на прозу):
Книгопродавец
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет...
Поэт
Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся.
Принципы, высказанные в этом стихотворении, существенны для Пушкина еще и потому, что сам он был первым русским поэ­том, не только не стыдящимся получать деньги за свои произведе­ния, но и считавший это для себя фактически единственным источ­ником доходов.
Если романтизм утверждал, что поэт — это человек, ничем не похожий на других людей, то в Михайловском Пушкин приходит к убеждению, что поэт — это просто человек. Понятие поэтического отождествляется теперь с обыденным, каждодневным, а исключи­тельное начинает казаться натянутым, лишенным истины и поэ­зии. Такой взгляд помогал находить поэзию там, где романтик на­ходил бы лишь прозу и пошлость: дом, быт, деревенское окруже­ние. Позже, в 1827 году, в стихотворении «Поэт» Пушкин скажет:
Пока не требует поэта
 К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного века,
 Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
 Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Время пребывания в Михайловском совпало со временем борь­бы Пушкина за профессионализацию писательского труда. Поэт поддерживает связи с издателями, выпускает сборник «Стихотворе­ния Александра Пушкина». В то же время общественность уже признает его первым русским поэтом. Пушкин готовится к новой роли — роли организатора русского литературного движения, вы­нашивает идею создания альманахов и, главное, литературного журнала, который должен был объединить русских писателей.

В начале 1826 года Пушкин приезжает в Москву. Напуганный восстанием декабристов Николай I официально «приближает» к себе поэта. Несмотря на жестокую расправу с декабристами, Пуш­кин некоторое время связывает надежды на лучшее будущее с Ни­колаем: поэт убежден, что царю действительно нужны его стихи, а потому считает, что главное дело поэта — «истину царям с улыб­кой говорить». В этот период появляются «Стансы» (1826 г.) и «Друзьям» (1828 г.):
Веда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу.
Пушкин не предает декабристов. Его захватывает другая идея: если царь нуждается в стихах поэта, значит, поэт может предло­жить ему программу действий. И Пушкин, «в надежде славы и добра», пишет царю о необходимости великодушия и просвещения.
В это же время, в 1826 году, Пушкин пишет еще одно принци­пиальное стихотворение, посвященное теме поэта — стихотворение «Пророк», в котором он развивает идею божественной сути искус­ства и пророческого предназначения творца.
Однако вскоре Пушкина ждет полоса различного рода пережи­ваний и потерь. Внешняя свобода и близость с царем оборачивают­ся для него жесткой цензурой Бенкендорфа. Пушкин возвращается к идее создания журнала и даже находит единомышленников, в числе которых Полевой, Веневитинов, Погодин, и в 1827 году начи­нает выходить «Московский вестник», но в целом созданный жур­нал не удовлетворяет пушкинскому замыслу. Пушкин превращает литераторов в общепризнанное сословие, но в литературу тут же на­чинают втираться дельцы, начинается погоня за читателем. Поэт рвется из Петербурга, где становится жертвой сплетен и доносов. В это же время Пушкин пытается добиться разграничения трех сфер: жизни литератора, жизни поэта, требующей уединения, и жизни светского человека. В повести «Египетские ночи» он писал: «Зло самое горькое, самое нестерпимое для стихотворца есть его звание и прозвище, которым он заклеймен и которое никогда от него не от­падет».
Чарский не является автопортретом Пушкина, но он стоит в си­туации Пушкина. В его лице автор доводит до крайнего предела тенденции своего поведения: «Чарский употреблял всевозможные старания, чтобы сгладить с себя несносное прозвище. Он избегал общества своей братии литераторов и предпочитал им светских людей, даже самых пустых. Разговор его был пошлый и никогда не касался литературы... Однако ж он был поэт и страсть его была не­одолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдох­новение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи».
В конце 20-х годов Пушкин начинает особенно остро ощущать пропасть, возникшую между ним и его читателями и критиками. Толпа бранит поэта, и в его творчестве появляется тема свободы ицаря, требований света и толпы, которая нашла отражение в стихо­творениях «Поэт и толпа», «Из Пиндемонти», «Поэту». Толпа ассо­циируется с чернью, поэт — с образом бога-олимпийца:
Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело: Не оживит вас лиры глас!
В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин фактически отре­кается от прошлого понимания роли поэта:
Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать...
Поэт нуждается в особого рода свободе:
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни шеи.
Важнейшей темой творчества Пушкина остается тема народа. Понятие «народ» иногда синонимично понятию «толпа». Но для Пушкина есть и другой народ, народ — средоточие национальной культуры, носитель русского языка, почва. Поэт часто обращается к народным темам, сказкам, поверьям («Евгений Онегин», «Бесы», сказки Пушкина и т. д.). В 1827 году в стихотворении «Блажен в златом кругу вельмож...» появляется образ того народа, к которому обращен голос поэта:
Народ, гоняемый слугами, Поодаль слушает певца.
Народ важен для Пушкина прежде всего как будущий читатель его стихов («И долго буду тем любезен я народу...» или «К нему не зарастет народная тропа...»).
В последний год жизни Пушкин сформулирует смысл предна­значения поэта в стихотворении «Памятник», ориентированном на хорошо известную русскому читателю оду Горация. Свою заслугу, свой «нерукотворный» памятник Пушкин видит в непокорности царям и в том:
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
 Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал

Категория: Школьные сочинения | Добавил: ZZolotko (27.06.2009)
Просмотров: 1687 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
SiteHeart
загрузка...
загрузка...
Друзья сайта













   















Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0