|
Каталог статей
Сочинение. ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА
ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА «В «Ревизоре» я решился собрать в
одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все
несправедливости и за одним разом посмеяться над всем» — такова
основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в
преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина,
комедия «Ревизор» отличалась масштабностью своего художественного
обобщения и объемностью проблематики. При помощи смеха, «который весь
излетает из светлой природы человека», писатель с высоты творческого
гения отразил «зло своего времени». Гоголь не раз предупреждал:
Хлестаков — самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же представляет
из себя этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный,
всеми поре-каемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может
оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы
обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен
своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость
не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему
кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется
«из грязи в князи*. Это и позволяет Хлестакову так легко и
непринужденно чувствовать себя лицом значительным. Мир, в котором
живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь
вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как
ведет себя и что пишет его «друг» Пушкин. Для него Пушкин — тот же
Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и
его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми,
знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем
Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло — и ты
директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не
требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между
ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж откровенно глуп и
лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу
заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И
несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы
внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной
выдумке, недаром гордится Антон Антонович: «Тридцать лет живу на
службе; ...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов
обманул!» Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного —
чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи. А
между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем
«миражной» интриги. Внутренняя пустота делает его по ведение совершенно
непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как
«получается». Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза
ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть.
Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде
тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно
клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. «Ну, хозяин,
хозяин... Я плевать на твоего хозяина!» Совершенно справедливо
комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя:
«Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова
необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко
и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени». Хлестаков
соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути
глубоко соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков —
фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую
эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки
этого времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина
затмевает любые человеческие качества. В каждом из персонажей пьесы
немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и
главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной
степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене.
Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в
качестве тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна представляют
себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую унижает их
теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Антонович рисует
картину: «...Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут
везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!» Таким образом,
мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о
шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские «тридцать пять
тысяч одних курьеров» ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов,
которые в мечтах городничего «поскачут везде». И главное,
Сквозник-Дмухановский так же рад выдвинуться над мелкой сошкой и
городничим, представив себя генералом. Итак, образ Хлестакова
явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и
значение этого образа состоят в том, что он представляет собой
нерасторжимое единство «значительности» и ничтожества, грандиозных
претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой
концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот цочему жизнь эпохи
отразилась в «Ревизоре» с огромной силой, а образы гоголевской комедии
стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять
социальные явления того времени.
|
Категория: Школьные сочинения | Добавил: ZZolotko (27.06.2009)
|
Просмотров: 2038
| Рейтинг: 1.2/4 |
|
загрузка...
загрузка...
|