Среда, 15.05.2024, 16:56Приветствую Вас Гость | RSS
Школьный двор
Меню сайта
Праздники Украины
Категории раздела
Мои статьи [11]
Математика [50]
Литература [24]
География [66]
История [76]
Химия [21]
Русский язык [61]
Биология [31]
Пословицы скороговорки [39]
Загадки для школьников [68]
Биография русских поэтов и писателей [83]
Биография украинских поэтов и писателей [40]
Биография зарубежных поэтов и писателей [56]
Школьные сочинения [325]
Задачи [15]
Открытки [6]
Рисунки из символов [14]
Шкільні твори на українській мові [174]
Характеристики литературных персонажей (героев) [41]
Физика [14]
Сопромат(Труд) [5]
Астономия [7]
Мифология [22]
Физминутка [5]
Класні виховні заходи [128]
Cценарії свят та виховних годин, інформаційні хвилинки
Поделки для детей [140]
Новогодние костюмы [16]
Песни для школьников [37]
Стихи для школьников [325]
Все на українській мові [321]
Коллекция СМС [25]
Детские игры [39]
Азбука природы [19]
Кредитка
Поиск

Каталог статей


Главная » Статьи » Школьные сочинения

Сочинение. ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА
ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в Рос­сии, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом по­смеяться над всем» — такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фон­визина, Грибоедова, Пушкина, комедия «Ревизор» отличалась мас­штабностью своего художественного обобщения и объемностью про­блематики. При помощи смеха, «который весь излетает из светлой природы человека», писатель с высоты творческого гения отразил «зло своего времени».
Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми поре-каемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может от­таскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недово­лен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться из­менить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется «из грязи в князи*. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действитель­ности заняты министры, как ведет себя и что пишет его «друг» Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлеста­кова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло — и ты ди­ректор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разни­ца между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж от­кровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он по­умнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гор­дится Антон Антонович: «Тридцать лет живу на службе; ...мошен­ников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!» Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем «миражной» интриги. Внутренняя пустота делает его по ведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как «получается». Его морили голодом в гости­нице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. «Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина!» Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: «Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непро­извольно перестраивается под влиянием места и времени».
Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует времени принципиально­го алогизма. Хлестаков — фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстри­рует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые че­ловеческие качества.
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они ко­мичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна пред­ставляют себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую уни­жает их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Ан­тонович рисует картину: «...Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство, заман­чиво!» Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские «тридцать пять тысяч одних курьеров» ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах го­родничего «поскачут везде». И главное, Сквозник-Дмухановский так же рад выдвинуться над мелкой сошкой и городничим, предста­вив себя генералом.
Итак, образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожества, грандиозных претензий и внут­ренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот цочему жизнь эпохи отразилась в «Ре­визоре» с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.
Категория: Школьные сочинения | Добавил: ZZolotko (27.06.2009)
Просмотров: 1978 | Рейтинг: 1.2/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
SiteHeart
загрузка...
загрузка...
Друзья сайта













   















Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0