ВОЙНА НАРОДНАЯ В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Роман
«Война и мир» — роман-эпопея: в нем отразились сила и характер великого
народа в момент, когда решалась его судьба. В романе дана широкая
панорама общественно-политической жизни России, картины быта и
семейного бытия. В центре этих событий — Отечественная война 1812
года, которая стала своеобразной проверкой помыслов, дел и свершений
тысяч людей, их моральных качеств и духовной силы. Но, по мнению
писателя, «война — это любимая забава праздных и легкомысленных
людей». «Война и мир» — антивоенное произведение, в котором изображены
бессмысленная жестокость и хаотичность происходящего. Например, эпизод
драки французского и русского солдат из-за банника, описание всех
сражений и составлений диспозиций к ним, картины военных госпиталей.
Толстой первый дифференцировал войны на захватнические и
освободительные, считал развязывание войн величайшим преступлением
перед народами. Война 1805—1807 годов — война ненужная и непонятная
русскому солдату, война, которая велась на чужой территории, принося
лишения, страдания и смерть русским воинам; поэтому в ней солдаты лишь
выполняли свой воинский долг, подчиняясь дисциплине и воинским
законам. Все далеки от патриотизма в этой войне: офицеры думают о
наградах и личных почестях, даже Андрей Болконский мечтает только о
своем Тулоне; генералы хладнокровно решают судьбы людей на бумаге и с
помощью дипломатических ухищрений, а солдаты мечтают о скорейшем
возвращении домой, к родному очагу. В битве под Шенграбеном русские
жертвовали собой во имя спасения своих товарищей, проявляя при этом
чудеса храбрости, но это делалось бессознательно, инстинктивно. Даже
Кутузов в этой кампании не величествен, как во время Отечественной
войны, которая делает его великим историческим деятелем. Война 1812
года обнажила все общественные силы и отношения, нарушила привычный
ход жизни, захватив всю нацию. Когда война велась за пределами страны,
народная Русь еще не поднялась, не ощутила национальной опасности. Эта
война — яркое выражение глубоких патриотических чувств как передовым
дворянством, так и народными массами. Проявляя любовь к родине,
русские люди предпочитали уничтожить свое имущество, чем отдать его
врагу. Началась стихийная эвакуация — все знали только одно: «под
властью французов оставаться было нельзя». Народное сознание как
грозная и карающая сила впервые проявилась при приближении врага к
Смоленску. В романе появляются массовые сцены, отражающие настроение
самых разных слоев народа — дворянства, купечества, мещанства,
крестьянства. Причиной поражения наполеоновской армии был «характер,
который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения
ненависти к врагу в русском народе». Именно в этот момент рождалось
то, что должно было погубить французов: волна народного гнева и возмущения,
сознание ответственности за судьбу родной земли, что впоследствии
вылилось в партизанскую войну — «дубину, которая, не спрашивая правил
военного искусства, уничтожала французов». Во время бегства французов
партизанских партий были сотни, «была старостиха Василиса, побившая
сотни французов», «был дьячок начальником партии, взявший в месяц
несколько сот пленных», — «цель народа была одна: очистить свою землю
от нашествия». В армии этап народной войны начался с прибытием
Кутузова, воплощавшим народные чаяния и надежды. Барклай де Толли —
«болтай, да и только», как его называли солдаты, — был несомненно
талантливым полководцем, но для поддержания духа войска нужен был
русский человек, искренне заинтересованный в ходе войны, в которого бы
поверила армия и пошла бы за ним. В противоположность войне 1805 года
русские войска не желали оставаться в бездействии, они жаждали битвы с
врагом, отмщения за разорение своей страны, не желали отступать. Все
лучшие качества русского войска проявились на поле Бородинского
сражения, которое явилось переломным моментом в ходе войны, после чего
французы уже не могли оправиться. Рисуя единство духа армии,
оптимистические настроения солдат и офицеров, Толстой показывает, что
победоносный исход войны определился в первую очередь духом войска и
народа. Недаром Кутузов так заботился о духе армии, задерживал
правдивые, но неутешительные вести с Бородинского поля и пускал по
армии заведомо ложные сведения, которые могли поднять дух войска.
Зная, что предстоит смертельная схватка с врагом, требующая напряжения
всех сил, что решается судьба народа, Москвы, Отечества, солдаты
смотрят на Бородинское сражение как на общенародное, национальное дело:
«Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва, один конец сделать
хотят», — говорит Пьеру один солдат. Высокая нравственная и духовная
сила русского войска не могла не принести окончательной победы над
врагом, «дубина народной войны» уничтожала врага с невиданной доселе
силой: «мира не может быть, потому что такова воля народа». Выразителем
патриотического духа русской армии, ее идейным вдохновителем и
руководителем являлся Кутузов. Внешне дряхлый, инертный, слабый старик
оказался силен и красив внутренне: он один принимал смелые, трезвые и
правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, видя перед
собой лишь одну великую цель, которая была его стремлением и желанием,
— победу над ненавистными захватчиками. Его «простая, скромная и потому
истинно величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму
европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали». Стратегией
Кутузова было соединение двух сил: терпения и времени — с одной
стороны, и с другой — нравственного духа войска, о котором он всегда
ревностно заботился. Он глубже других понимал значение каждого события
в ходе войны; связь с родиной, с русской землей, единство с армией были
источником его силы как полководца, так и человека. Патриотизм
Кутузова, как и патриотизм простых русских людей — Тушина, Тимохина,
Тихона Щербатого, — лишен внешних эффектов, его патриотизм основан на
уверенности в силе и мужестве русского человека, на вере в победу. После
победы над нашествием Кутузов оказался не у дел. Он «не понимал того,
что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого.
Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен,
Россия освобождена, русскому человеку, как русскому, делать больше было
нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме
смерти. И он умер». Кутузову противостоит Наполеон — наглый и
жестокий завоеватель, который одержим манией величия и считает, что
«дрожание моей левой икры есть великий признак». Наполеон безмерно
властолюбив, жаждет славы и почестей, равнодушен не только к людям, по
трупам которых можно идти к власти, но и к собственному сыну, перед
чьим портретом он «сделал вид задумчивой нежности», Толстой считал,
что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Даже портрет
Наполеона, «маленького, с круглым животом и жирными ляжками коротких
ног», вызывает к нему неприязнь и отвращение. Толстой разоблачил
Наполеона как душителя национальной независимости народов,
самолюбивого деспота, антигуманиста, развязавшего кровавую войну,
поражение которого— закономерность, обусловленная ходом народной войны. Всех
героев романа война разбила на два «лагеря»: один связан с помыслами о
судьбе родины, о воинском долге и чести, другой — с домоганием
привилегий, блестящих карьер, «рублей, чинов, крестов» и с равнодушием
к делу и долгу. Народной войне противопоставлен холодный, наглый
расчет верхушки общества, думающей лишь о личной выгоде, занятой лишь
корыстью. Сущность салонов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой во
время войны была столь же пустой, как и до нее. Хозяйки салонов, так же
как и их гости, не способны на высокие чувства патриотизма, они могут
лишь заменить их суррогатом трескучих фраз, дешевых афишек и громких
разговоров. Разные берги и друбецкие — «дрянь александровского
поколения» — в душе радуются нашествию, как случаю получить
материальные выгоды и привилегии. Высокий патриотический дух и
нравственная сила и превосходство русской армии принесли ей победу,
которая выражается отнюдь не в захвате вражеских знамен и пленении
вражеских полководцев. Это прежде всего нравственная победа, ставшая
залогом спасения родной земли от захватчиков.
|