|
Каталог статей
Сочинение. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был помещик и, на свет глядючи, радовался. М. Салтыков-Щедрин Известно,
что политические сказки писатель стал писать еще в конце 60-х годов. В
них великий сатирик отразил все проблемы, волновавшие его как
гражданина. Они как бы подводят итог его сорокалетней творческой
деятельности. Со страниц книг Салтыкова-Щедрина на нас глядят знакомые
образы помпадуров — тогдашних правителей России,
эксплуататоров-крепостников, трусливых и глупых политических деятелей,
обывателей, смирившихся перед реакцией. Щедринские политические сказки рисуют не просто злых и добрых людей, а борьбу добра и зла, как в большинстве народных сказок. В
сказках, как и во всем творчестве писателя, противостоят две социальные
силы: трудовой народ и эксплуататоры. Символом крестьянской России,
замученной идейными эксплуататорами, является образ Коняги из
одноименной сказки — крестьянского труженика, источника благ и жизни
для всех. Обобщенный образ труженика, которого мучают сонмища
паразитов-угнетателей, возникает в самых ранних сказках писателя: «Как
один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Примечательно,
что щедринский мужик честен, прям, добр, сметлив и умен. Он может
своими силами достать пищу, одежду, покорить стихию, шутя переплыть
океан-море. И к поработителям своим он относится насмешливо, не теряя
чувства собственного достоинства. Совершенно по-иному изображает
сатирик генералов, паразитирующих на мужике. Они «ничего не понимают»,
грязны физически и духовно, трусливы и беспощадны, жадны и глупы. Они
неизбежно погибнут без мужика. В сказке «Дикий помещик» писателем
обобщены мысли о реформе «освобождения» крестьян. Он ставит здесь
остро проблему пореформенных отношений дворян-крепостников и
окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотина на водопой
выйдет — помещик кричит: «Моя вода!» Курица за околицу выбредет —
помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух — все его стало!
Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу
вымести*. Этот помещик, как и генералы из других сказок, не имел
никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу
превращается в грязное и дикое животное, становится лесным хищником. И
его новая жизнь в сущности — продолжение предыдущей, хищнической жизни.
Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает
снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Над вопросом
о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Левка-дурак
(в сказке «Дурак»), сезонные рабочие из «Путем-дорогою»,
ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист, мальчик
Сережа из «Рождественской сказки» и другие. Олицетворением
бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пискарь —
герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного,
умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от конфликтов с
действительностью. Политические сказки Салтыкова-Щедрина будили в
обществе дух протеста, звали прогрессивных людей к действию. Наиболее
резко и открыто сарказм писателя, его политический пафос народного
защитника проявились в сказках, изображающих бюрократический аппарат
самодержавия и правящие верхи. Топтыгины из сказки «Медведь на
воеводстве» цель своего правления видели в том, чтобы как можно больше
совершать «кровопролитий». Этим они вызвали гнев народа, и их постигла
«участь всех пушных зверей». В сказке «Орел-меценат» дана
уничтожающая пародия на царя и правящие круги. Орел — враг науки,
искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его
вольные песни, грамотея дятла «нарядил... в кандалы и заточил в дупло
навечно», разорил дотла ворон-мужиков. Кончилось тем, что вороны
взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла
умирать голодной смертью. «Сие де послужит орлам уроком!» —
многозначительно завершает сказку сатирик. Фантастика щедринских
сказок реальна и несет в себе обобщенное политическое содержание. Орлы
«хищны, плотоядны... живут в отчуждении, в неприступных местах,
хлебосольством не занимаются, но разбойничают» — так говорит автор в
сказке об орле-меценате. И это сразу рисует в нашем воображении
типичные обстоятельства жизни царственного орла и дает понять, что
речь идет совсем не о птицах. В завершение хочу отметить, что язык
сказок великого сатирика глубоко народен, близок к русскому фольклору.
Он постоянно использует традиционные сказочные приемы, пословицы,
поговорки, присказки. Еще мне нравится в авторе сказок, что он с
особым вниманием обрисовывает простой народ, речь которого умна,
лаконична, естественна. Это речь людей, а не масок. Слова о них всегда
идут от страдающего доброго сердца писателя, потому что
Салтыков-Щедрин до последнего мгновения думал и мечтал о величии нашей
родины.
|
Категория: Школьные сочинения | Добавил: ZZolotko (27.06.2009)
|
Просмотров: 961 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
загрузка...
загрузка...
|