ТРАГИЗМ МЕЛОЧНОЙ ЖИЗНИ (Рассказ А. П. Чехова «Дом с мезонином») М.
Горький писал о Чехове, что никто не понимал трагизм мелочной жизни,
как он. Всем известно, что мелочи повседневного быта способны подчинить
себе человека, даже не замечающего собственной зависимости. Сюжет
рассказа «Дом с мезонином» начинается со знакомства художника с семьей
Волчаниновых, вдовой тайного советника и двумя ее дочерьми. Чехов тонко
раскрывает характеры героев, со свойственным ему изяществом описывает
житейские сцены, не оставляя без внимания и красоты природы. Мне
кажется, писатель специально часто ведет описание вечеров и ночей,
чтобы создать некоторый тревожный фон. У читателя сразу же появляется
«трево-жинка», он догадывается, что в этом доме, увы, далеко не все
благополучно. Дом населяют довольно интересные люди: «Мать,
Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же старая
не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная» женщина. Ее
старшая дочь Лидия — «тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной
каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом». Лидия очень
самостоятельная девушка. Она привыкла жить на свои доходы. Работая
учительницей в местной школе, она получает 25 рублей в месяц и очень
гордится, что материально не зависит от семьи. Младшая сестра Женя «не
принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали
взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь». Она тоже была хороша собой. Мысли
Лидии все время заняты проблемами работы. Она все время говорила только
о школе, о больницах. На ее фоне Мисюсь вела весьма беззаботную жизнь:
почти все время проводила за чтением книг. Лидия с некоторым
презрением относилась к художнику. В силу своих взглядов на жизнь она
считала, что художники, которые не отражают человеческих нужд, а
рисуют лишь пейзажи, обществу не нужны. Мисюсь, очень нежное и
трогательное существо, горячо любящая сестру, могла «каждую минуту
пожертвовать для нее жизнью». Мать тоже благоговела перед старшей
дочерью. В спорах Лидии с художником проявляется, как мне кажется,
идея автора о социальном переустройстве общества. Он пытается доказать
девушке, что ее заботы и труды ничего не дают. Надо освободить всех
людей от тяжелого физического труда. В ответ Лидия лишь упрекала
художника в его личной бездеятельности. Соседство с таким прелестным
существом, как Мисюсь, в конце концов ранило сердце художника: он в нее
влюбился. Он в своих мечтах представлял ее своей маленькой королевой.
Без этого романтического увлечения его жизнь потеряла бы всякий смысл. Мисюсь
тоже полюбила художника. Она, по чистоте и наивности, поделилась
своими чувствами и переживаниями с сестрой. Но реакция была
неожиданной: Лидия потребовала, чтобы Мисюсь прекратила этот роман, и
младшая сестра подчинилась ее воле. Чтобы не встречаться с художником, Женя с мамой уехали к родным, а зимой хотели отправиться вообще за границу. Чехов построил сюжет так, что художник больше не увидел Волчаниновых. Он только слышал о них из разговоров знакомых. До него доходили слухи, что Лидия занялась политикой и со своими единомышленниками создала сильную партию. Про
Мисюсь художник вообще ничего не знает. Далее рассказ строится
полностью на рассуждениях художника о событиях, вернее, о его
понимании этих событий. Ему кажется, что его еще помнят, ждут и
встреча с любимой Мисюсь неизбежна. Но, увы, художник не получает
ответа на свои вопросы. Честно говоря, мне в этой истории жаль всех
героев. Лидию за то, что она презирает мысль о личном счастье и всецело
посвящает себя общественной деятельности. Мисюсь совершенно безвольное
существо, которое может отказаться от собственной любви. Художник —
мечтатель, надеющийся, что все в жизни придет к нему само, а он должен
только терпеливо ждать. Все герои, несмотря на движения их душ,
фактически отгородили себя от жизни, пускай нужными и полезными
делами. Все это в результате оказывается мелочами жизни. А главное, под
которым, я полагаю, автор подразумевает ЛЮБОВЬ, прошло мимо этих людей,
потонув в житейских мелочах.
|