В эпоху николаевской реакции
важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе
России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной
в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому
тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников
обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик
Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей
родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней.
Основные принципы изображения
России двумя поэтами абсолютно разные: Лермонтов — романтик по мировоззрению,
мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России
Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический
образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения»,
важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном
стихотворении он говорит:
Люблю отчизну я, но странною
любовью!
Не победит ее рассудок мой,
— а в другом резко выкрикивает: «Прощай, немытая Россия!»
— с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое»
и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее.
Блок — символист, поэт другой
эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа
России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой
жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался
из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей
в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом»
символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь».
Оба поэта прибегают к реалистическому
пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока — «грустный»:
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
..Дрожащие огни печальных деревень...
Лермонтов, «Родина»
Река раскинулась. Течет,
грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Блок, «На поле
Куликовом»
Оба поэта для раскрытия образа
России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино»
идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся
в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному
«потерянному» поколению:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Блок также обращается к древней
истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует
древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности
«долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется
вскачь». Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта —
эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов
в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества
русского народного характера: способность на подвиг простого солдата,
самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость. Блока привлекают
в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные
черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм
и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда
«не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается
отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях...
«Русь»
У Лермонтова изображаются
более реальные атрибуты крестьянской жизни:
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно...
«Родина»
В произведениях обоих поэтов
появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это «пляска
с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», у Блока — вихрь,
свистящий в голых прутьях.
Поет преданья старины...
«Русь»
Твои мне песни ветровые
—
Как слезы первые любви...
«Россия»
Лермонтов, писавший при существовавшем
крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя
ее «страной рабов, страной господ».
Там рано жизнь тяжка бывает
для людей.
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
«Жалобы турка»
Во времена же Блока Россия
была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания
косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько
раз называет Россию «нищей»:
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
«Русь»
Россия остается для Блока
идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна:
Живую душу укачала
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты...
«Русь»
С образом России тесно связан
мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле
Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным
путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги
символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение,
которое рано или поздно изменит ее жизнь.
Россия Лермонтова, романтически
идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный
исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая —
два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов
обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.
|