Приступая к работе над романом
«Отцы и дети», Тургенев ставил перед собой задачу проститься
со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся
в поисках и метаниях. Роман «Отцы и дети» — это спор двух
культур: старой, дворянской, и новой, демократической.
Роман начинается с самой обычной
ситуации — приезда из столицы .молодого дворянского отпрыска к отцу в
деревню. Семья Кирсановых не отличается ни богатством, ни аристократическими
связями, ни блистательной родословной. Зато в их роду нет крепостников-самодуров,
представителей «барства дикого». Братья Кирсановы — образованные
и добропорядочные люди. Кажется, что в их дворянском гнезде все прочно
и спокойно. Однако одновременно рисуется картина глубокого упадка хозяйства
Николая Петровича, нищеты его крепостной деревни.
Тема кризиса всего крепостного
уклада звучит и в горестных сетованиях Николая Петровича, и в размышлениях
Аркадия о необходимости преобразований. Тургенев не питает никаких иллюзий
относительно общественной роли «отцов».
Дворянское оскудение находит
свое отражение даже в деталях усадебного пейзажа. Еще более беспомощен
в практических делах Павел Петрович. Кажется, что это сильный человек,
он не опускается, как Николай Петрович, следит за собой и живет по строго
заведенному порядку. Но его изысканность и лоск смотрятся несколько комично
на фоне окружающей его простой сельской обстановки. Павел Петрович не
чужд духовной жизни и культуры. Но культура эта окостенела, от нее остались
только устаревшие принципы. Тургенев осмеивает славянофильство Павла Петровича,
убежденного в том, что русский народ «свято чтит предания»,
«не может жить без веры» и отличается патриархальностью. Он
убежденный противник материализма — Тургенев показывает ограниченность
его так называемого либерализма. Сквозь облик гуманного либерала проступают
черты крепостника: разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает
одеколон».
Давая оценку дворянства, изображенного
на страницах романа «Отцы и дети», Тургенев писал: «Вся
моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь
в лица Николая Петровича, Павла Петровича,
Аркадия. Слабость и вялость
или огранйченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших
представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки
плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны
мною, чтобы доказать их несостоятельность». И вот Тургенев вводит
нового человека — сына лекаря Базарова, действие романа происходит в тот
исторический момент, когда считавшие себя прогрессивными молодые люди
из дворян вроде Аркадия Кирсанова запекивали перед сильными духом и волей
разночинцами. Теперь уже разночинец-демократ снисходит до дружбы с молодым
барином.
Действие романа ведет Базаров:
он выступает почти во всех сценах; он, а не дворянская среда, образует
первый план повествования. Роль Аркадия невелика, он лишь «поддакивает»
Базарову. Аркадий склоняется перед сильной личностью Базарова, у которого
«дед землю пахал». Базаров не только не стесняется своего
плебейского происхождения, но даже гордится им перед дворянами-белоручками.
Базаров не мыслит своей жизни без труда, ( который дает ему самостоятельность
и независимость. Базаров — нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем
отрицании он не останавливается ни перед чем, что приводит в содрогание
Павла Петровича, олицетворяющего старые устои.
Постепенно у него сложилось
активное чувство вражды к этому нигилисту, дерзко отрицающему принципы,
складывавшиеся веками, то есть те принципы, на которых основывалось существование
старшего Кирсанова. Базаров со своей стороны проникался все большим презрением
по отношению к либеральному «аристократишке». Споры «отцов»
и «детей» велись вокруг самых различных вопросов, волновавших
общественную мысль 60-х годов XIX века, — об отношении к дворянскому культурному
наследию, об искусстве и науке, об идеализме и материализме, о нравственных
принципах, о воспитании, об общественном долге и т. д.
Таким образом, в романе «Отцы
и дети» идейные взгляды и противоречия, характеры и чувства рассматриваются
в свете столкновения не столько разных поколений русского общества, сколько
представителей двух разных общественных классов — дворян и разночинцев,
олицетворяющих собой настоящее и будущее России.
|