Какие ассоциации приходят
на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная
и трагичная, самоотверженная преданность Родине, материнское горе.
Без сомнения, центральной
темой творчества Анны Ахматовой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные
на суд широкой публики, были представлены в журнале «Аполлон»
в 1911 году, за год до выхода сборника «Вечер», и сразу получили
широкий отклик у читателей и одобрение известных поэтов того времени.
В пушистой муфте руки
холодели.
Мне стало страшно, стало как-то
смутно.
О, как вернуть вас, быстрые
недели
Его любви, воздушной и минутной...
Ахматова словно знает все
тайны человеческих отношений. Иногда в ее голосе слышны ноты безысходности
и сожаления о том, что нет ничего чувственно-вечного: Есть в близости
людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности
и страсти, —
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части...
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие — поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.
Лирическая героиня Ахматовой
любима и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожаления
покидает.
Любовь к Родине занимает особенное
место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом
лирическая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность
Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор:
Мне голос был. Он звал
утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Ахматова остается со своим
народом. Вместе с тем осуждает эмигрантов — подобный поступок равносилен
дезертирству, подлому и малодушному предательству:
Не с теми я, кто бросил
землю
На растерзание врагам.
И Родина, к которой обращается
в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России. Родина
— это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии
— Слепнёво и Бежецк: Там белые церкви и звонкий, светящийся лед, Там милого
сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чемлиповыймед...
В годы беспощадных сталинских
репрессии, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара — расстрел
мужа Николая Гумилева и арест единственного сына, — она создает свой шедевр
— «Реквием». Посвящение всем жертвам кровавого террора, обвинение
и обличение власти, повествование о страданиях невинных людей — все нашло
отражение в этом произведении:
Звезды смерти стояли над
нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусь...
Подобные строки — это был
фактически смертный приговор самой себе. А Ахматова должна была жить.
Она уже тогда чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу
больше, чем одной себе. Она предвидела, что на долю ее соотечественников
выпадет еще более тяжкое и страшное испытание. И именно она, Ахматова,
должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа.
И вот это случилось. Война...
Она застала Ахматову в Ленинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение,
спасительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается
с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Чти пас покориться никто не заставит.
Победа для Ахматовой, как
и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную
трагедию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило
сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала,
говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках
России.
Судьба не помиловала Ахматову
и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей,
лишили даже продовольственных карточек. Имя Ахматовой надолго было вычеркнуто
из литературы. Однако в сердцах людей творчество великого поэта Анны Ахматовой
всегда находило живой отклик.
|