Материал для сочинения. Аблеухов - характеристика литературного героя (персонажа)
Аблеухов
АБЛЕУХОВ — герой романа Андрея Белого «Петербург» (первая редакция —
1913, вторая — 1922, варианты названия - «Злые тени», «Лакированная
карета»). Роман создавался как вторая часть трилогии «Восток и Запад»,
начатой романом «Серебряный голубь». Петербург не только место
действия – образ города приобретает в романе символический характер.
Это и реальный город, столица империи, и точка встречи Востока и Запада
в истории России, «окно в Европу» для азиатской России. Так же и герои
романа Белого двусоставны по своей природе, каждый из них наделен
типическими чертами реалистического художественного образа и
символическим значением, которое вкладывает в него автор. Кроме того,
Белый считал, что мировое развитие совершается по системе возвратов, и
каждое явление, возрождаясь на очередном витке в новом обличье,
сохраняет в себе черты исторического прообраза. Поэтому такое важное
значение в авторских характеристиках приобретают упоминания о
генеалогии героев. Главное лицо романа — Николай Аполлонович А., сын
сенатора Аполлона Аполлоновича Аблеу-хова; это и русский студент XX
века, занимающийся философией, и древний «туранец», потому что в жилах
его отца течет азиатская кровь. Последний год работы над романом совпал
с увлечением Белого антропософскими идеями Рудольфа Штейнера, также
отразившимися в романе. А. не является главным героем в
общепринятом смысле этого слова, но он поставлен автором в центр
сюжетных переплетений, которые развиваются в самостоятельные темы.
Первая — и главная — сюжетная линия связана с террористическим актом,
который он должен совершить против своего отца, крупного
государственного чиновника, наделенного одновременно яертами
обер-прокурора синода Константина Петровича Победоносцева и героя
романа Л.Н.Толстого Каренина. Революционеры-террористы воспользовались
его неосторожным обещанием совершить террористический акт против отца,
отношения с которым Аб-леухова-сына напоминают отношения Андрея Белого
к собственному отцу. Семейные отношения старшего Аблеухова с женой,
которая на страницах романа возвратилась в семью после длительного
разрыва с мужем, во многом напоминают отношения между родителями Андрея
Белого, неоднократно описанные им в мемуарах и воспроизведенные в ряде
прозаических произведений. Параллельно развивается история
идейного революционера-террориста Дудкина, сквозь облик которого
проступают черты Евгения из «Медного всадника». Дудкин, университетский
товарищ А., направленный к нему для подготовки покушения, передает ему
коробку с сардинницей, где и спрятана бомба для убийства отца.
Действиями Дудкина руководит Лип-панченко, тайный агент охранки, с
которым входит в роман тема провокации, всеобщего предательства,
попавшая на страницы романа во многом под впечатлением разоблачения
Азефа и убийства П.А.Столыпина Д.Богровым, в прошлом также агента
охранки. В романе Белого охранное отделение выступает в двух ипостасях:
оно помогает террористу Лип-панченко готовить покушение на сенатора
Аблеухова через его сына, и оно же охраняет сенатора и сообщает ему о
предосудительных связях Николая Аполлоновича. Разоблачение Липпанченко
и убийство его Дудкиным, сходящим с ума, заканчивают эту сюжетную линию. Есть
в романе и романтическая линия, связанная с увлечением Николая
Аполлоновича Софьей Петровной Лихутиной и ее мужем, но она не получает
продолжения. Развязкой главной сюжетной линии становится взрыв в доме
сенатора Аблеухова, который в силу стечения обстоятельств обходится без
жертв. В эпилоге Белый отправляет Николая Аполлоновича за границу, где
он пребывает вплоть до смерти отца, а самого отца, вышедшего в
отставку, заставляет безвыездно жить в деревне. Роману А.Белого
посвящена обширная критическая и исследовательская литература. Сразу
после выхода современники оценили роман как значительное литературное
событие, но в центре обсуждения оказались не те или иные герои, а его
главные темы. Особенно острую реакцию вызвали образы революционеров,
которые в изображении А.Белого наделены чертами персонажей «Бесов»
Достоевского. «Русские революционеры,— писал анонимный автор, - делятся
для автора «Петербурга)) на две категории: обманутых дураков и подлых
обманщиков…»
Источник: http://www.slovo.ws/geroi/001.html |