ЯРОСЛАВНА — героиня памятника древнерусской литературы «Слово о
полку Игореве» (XII в.). Я.— реальное историческое лицо, жена князя
Игоря Святославича Новгород-Се-верского, дочь могущественного галицкого
князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом. Княгиня
в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура
Всеволода — «красная Глебовна». С конца XVIII в. считается, что имя Я.—
Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын — Владимир,
участвовавший в походе 1185 г., попал в плен вместе с отцом, дядей и
двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь
вернулся в 1187 г. с женой и «дитятей»). Еще три сына Игоря погибли в
начале XIII в. в борьбе за обладание Галичем, что становится
необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей,
полагающих, что Я.— вторая жена Игоря, а все дети князя — ее пасынки.
Образ тоскующей по мужу Я.— одно из ярчайших поэтических достижений
безымян ного создателя «Слова». Им открывается череда многочисленных
образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Я.
воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от
княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Я.—
носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир,
семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали
особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В
«Слове», напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к
особому фольклорному жанру — плачу.
Плач Я.— важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно
он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Я.,
плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын
Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы
природы. В троекратном обращении к ветру («О ветре, ветрило!»), Днепру
(«О Днепре, Словутицю!») и солнцу («Светлое и тресветлое слънце!»)
звучит и упрек («Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?»), и
призыв о помощи («Взълелей, господине, мою ладу къ мне»). Природные
стихии, словно бы отзываясь на мольбы Я., начинают помогать Игорю,
пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на
Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Я., жалобы которой
автор «Слова» уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую
женщину. Печальный голос Я. летит над землей, он слышен на Дунае:
«Полечу,— рече,— зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле
реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле».
Историк В.Н.Татищев в своей «Истории Российской», научные споры об
источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ
о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Я.,
поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые
Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.
Образ Я. постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и
музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда
произведений, а ее Плач — постоянным источником разноплановых
реминисценций. Я. вызывала больший интерес у авторов XIX — XX вв.,
нежели фигура центрального героя произведения.
Сразу же после опубликования «Слова» к этому образу стали обращаться
поэты (напр., М.М.Херасков, Ф.Н.Глинка и др.). Возник ряд поэтических
переводов Плача на русский и украинский языки (И.Козлов,
П.П.Шкляревский, Т.Шевченко, А.Прокофьев и др.). Особенно дорожили
образом Я. поэты конца XIX — XX вв., среди них К.Случевский («Ты не
гонись за рифмой своенравной…», 1901); В.Я.Брюсов («Певцу «Слова»»,
1912); М.И.Цветаева (Цикл «Лебединый стан», 1917-1921); О.Ф.Берггольц
(«…Я буду сегодня с тобой говорить…», 1941); П.Г.Антокольский (поэма
«Ярославна», 1944) и др.
Плач Я. нашел отражение и в драматургии. Его использовали в своих
трагедиях Г.Р.Державин («Бвпраксия», 1808) и М.Крюковский («Елизавета —
дочь Ярослава», 1820), а также автор пьесы «Мамаево побоище» (1864)
Д.В.Аверкиев. Самое знаменитое воплощение образа Я. — в опере
А.Б.Бородина «Князь Игорь» (1869-1887). В числе других
музыкально-сценических произведений балет Б.И.Тищенко «Ярославна»
(1974).
Я. запечатлели в своих работах графики, живописцы, иллюстраторы
(В.Г.Перов, И.Я.Би-либин, В.А.Фаворский, Н.К.Рерих, И.Голиков,
Д.С.Бисти, И.С.Глазунов, К.Васильев).
Лит.:
Державина О.А. Образ Ярославны в творчестве поэтов ХГХ-ХХ вв. // «Слово
о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М.,
1978; Соловьев А.В. Восемь заметок к «Слову о полку Игореве». Жена и
дети Игоря // ТОДРЛ. 1964. Т.20; Творогов О.В. На ком были женаты Игорь
и Всеволод Святославичи // ТОДРЛ. 1993. Т.48; Якобсон P.O. Композиция и
космология плача Ярославны // ТОДРЛ. 1969. Т.24; См. также литературу к
статье «Игорь Святославич».
Источник: http://bobych.ru/encycl/1158.html |