ЯГО — центральный персонаж трагедии У. Шекспира «Отелло» (1604),
поручик на службе у Отелло. По натуре хам и плебей, вынужденный быть в
услужении у «мавра», ненавидя его за испытываемое им при этом унижение,
не в силах быть свидетелем безмятежного счастья Отелло и Дездемоны, он
сплетает вокруг них чудовищную интригу, в сеть которой попадает, сам
того не ведая, и лейтенант Кассио, подчиненный Отелло. Я.— полная
противоположность Отелло: хитер, коварен, завистлив, готов на любую
низость, дабы разрушить ту гармоничность, что видится ему в Отелло. Я.—
один из шекспировских излюбленных типов «злодеев», однако в отличие от
Ричарда III или Макбета он мелок и его помыслы и устремления
несопоставимы по масштабу. Он не есть «воплощение зла» — просто злобный
интриган, однако придуманной его недалеким, но изворотливым умом
интриги хватает для того, чтобы подчинить себе (и в конечном счете
погубить) великодушного Отелло и Дездемону, которая в отличие от Отелло
значительно лучше понимает, чтб есть Я., но противостоять ему не может.
Ненависть, которая движет всеми поступками и помыслами Я., его
неприятие каждого, в ком не случайно видится ему превосходство над
самим собой, оказывается страшной разрушительной силой, именно
ненависть, именно разрушение — то единственное, на что способен этот
человек. Ему при этом ведомы законы человеческой психо-логии — но лишь
те, что движут поступками низменными, недобрыми. Высокие поступки столь
его раздражают, что у него появляется инстинктивное желание — сломать,
уничтожить. Умея в каждом найти его слабое место, он мастерски играет
на этой струне.
В финале, разоблаченный собственной женой, которую он в бессильной
злобе закалывает кинжалом, Я. остается жив — в ожидании суда и казни. В
сюжетосложении трагедии Шекспира именно он является пружиной действия,
источником интриги.
В роли Яго в спектаклях театра «Друри-Лейн» партнерами Э.Кина,
исполнявшего роль Отелло, были Ч.Макреди (1832) и сын Э.Кина Ч.Кин
(1833). Примечательно, что в английском театре издавна сложилась
своеобразная актерская традиция, когда исполнители ролей Отелло и Яго
«менялись ролями»: в XIX веке — Г.Ирвинг и Э.Бут (1881), в XX -
Л.Оливье и Р.Ричардсон (1938). Ярким исполнителем роли Яго был
А.Васадзе (1947, в спектакле с А.Хорава — Отелло).
Источник: http://bobych.ru/encycl/1156.html |