ЮЛИЯ (фр. Julie) — героиня романа Ж.Ж. Руссо «Новая Элоиза» (1761).
Роман назван по имени возлюбленной средневекового философа П.Абеляра
(1079-1142) — Элоизы и тем самым отсылает к их любовной истории. Руссо
как бы по-новому рассказывает историю запретной любви учителя и
ученицы. Ради Элоизы Абеляр нарушил обет безбрачия и тайно вступил с
ней в брак. Родственники Элоизы, узнав о свершившемся, жестоко
отомстили Абеляру, насильственно оскопив его. Элоиза ушла в монастырь,
Абеляр тоже, и с тех пор они обменивались только письмами. Абеляр
горько жаловался на судьбу, а стойкая Элоиза всячески его ободряла,
став наставницей и утешительницей своего бывшего наставника.
Новизна истории Элоизы-Ю. в том, что она приходит к добродетельной
жизни не насильственным, а естественным путем, согласно любимому
постулату Руссо: нравственность — в природе вещей. В своем романе Руссо
стремится показать и саму «природу вещей» и те условия, в которых
нравственность становится естественной. Роман написан в эпистолярном
жанре, что делает читателей соучастниками душевной жизни героев,
позволяет следить за малейшими оттенками их чувств, вместе с ними
переживая все бури и штили. В первой части романа юная дворянка Ю.
влюбляется в своего домашнего учителя бедняка-разночинца. Любовь
естественна, она зов природы и столь же естествен бунт юной влюбленной
против сословных предрассудков и условностей общепринятой морали. Ю.
свободна в своем чувстве, она готова принадлежать
своему возлюбленному, однако благородный юноша не хочет воспользоваться
доверчивостью и преданностью своей любимой. Влюбленные соединяются лишь
после того, как Ю. убеждает Сен-Пре в том, что родители дадут согласие
на брак. Защищая свое чувство, Ю. прибегает к притворству, расчету, лжи
и не чувствует за собой никакой вины: к мерам насилия прибегают и ее
родители. Цивилизация порочна, дурное общество искажает человеческую
натуру — таково мнение Руссо.
Вопреки ожиданиям Ю. отец отдает ее руку страстно влюбленному в нее
Вольмару, немолодому человеку, который из-за политической
неблагонадежности утратил состояние и владеет лишь небольшим поместьем
Кларан в Швейцарии. В Кларане благодаря патриархальным отношениям между
хозяином и работниками царит идиллия: землевладелец избегает роскоши,
крестьяне и слуги благоденствуют. Ю. покоряется воле отца, рассчитывая
на любовь втроем, дозволенную лицемерной моралью общества. Вольмар,
зная об отношениях Ю. и Сен-Пре, не препятствует приезду учителя в
Кларан. Однако выясняется, что лишь стеснение свободы толкало Ю. на
дурные поступки. «Естественные условия», в которых живут теперь
супруги, укрепляют в ней чувство долга, которое заложено в человеческой
натуре. Чары сердца, «обольщенного желанием», уступают место «чарам
добродетели», вне которой нет счастья для честного человека. Ю. находит
в себе силы превозмочь страсть к Сен-Пре и вскоре сама удивляется своей
готовности «предаться греху» и тому, что мысль «об оскорблении брачного
ложа» у них обоих не вызывала отвращения. Теперь она понимает, что
порочное общество словно бы подменило их благородные натуры. Ю.
становится рачительной хозяйкой Кларана, внимательной женой, преданной
и любящей матерью. Своими письмами она поддерживает не слишком стойкого
в житейских бурях, впечатлительного Сен-Пре. Ю. по-настоящему
религиозна, что не мешает ей любить литературу, поэзию, театр. Ее
письма изобилуют экономическими, педагогическими, религиозными и
эстетическими рассуждениями. Она дает советы своему бывшему
возлюбленному, стремится устроить его личную жизнь. Однажды на прогулке
ее младший сын Марселин падает в озеро. Самоотверженная мать бросается
в воду и спасает сына. Однако пережитое потрясение не проходит даром.
Ю. тяжело заболевает и вскоре умирает, оставив безутешного вдовца с
тремя детьми.
Лирический роман Руссо положил начало сентиментализму — течению,
которое объявило главным в человеческой природе чувство. Гармонии
личности и общества можно достигнуть, по мнению сентименталистов, путем
высвобождения «естественных» чувств и их усовершенствования.
Лит.: Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1958; Senclier J. Bibliographic generate des ocurres de J.J.Rousseau. P., 1950.
|