ЭТЕОКЛ — герой трагедии Эсхила «Семеро против Фив» (467 до н.э.),
трагедии Еврипида «Финикиянки» (409 до н.э.), трагедии Сенеки
«Финикиянки» (ок. 60 н.э.; сохранилась не полностью), поэмы Стация
«Фиваида» (начата в 80 н.э.). Образ Э. восходит к древнегреческим мифам
фиванского цикла, обработанным в недошедших до нас эпических поэмах.
Э., как и его брат Полиник,— сыновья Эдипа от кровосмесительного брака
с собственной матерью Иокастой. Проклятые отцом, Э. и Полиник боролись
за царскую власть в Фивах, оставленных Эдипом. В трагедии Эсхила Э.
изображен самоотверженным защитником Фив от осадивших город чужеземных
полчищ, которые привел под стены города его брат. Э. осознает тяжесть
отцовского проклятия и принимает решение вступить в единоборство с
братом, не страшась не только верной смерти, но и риска осквернить себя
братоубийством. Уговоры хора не останавливают Э. Братья убивают друг
друга, но Фивы оказываются спасенными.
В трагедии «Финикиянки» Еврипид изображает Э. с меньшей симпатией.
Трагедия рассказывает о том, как Э. вместе с Полиииком заточили
ослепившего себя отца в темницу, а затем Э. нарушил соглашение с
Полиииком о том, что они будут царствовать в Фивах по очереди, и по
истечении отведенного ему года не уступил власть брату. Когда Полиник
пришел с войском, Э. не внял увещеваниям матери Иокасты, пытавшейся
примирить братьев, и вступил с Полиником в перебранку, а затем дал
распоряжение лишить Полиника погребения, если он будет убит. В
смертельный поединок с братом Э. вступает уже после того, как фиванцы
отразили натиск врага; гибель братьев толкает на самоубийство их мать
Иокасту. Сенека изображает Э. циничным властолюбцем, а Стаций
приписывает Э. еще и трусость, так что вырисовывается отчетливая
тенденция постепенного снижения образа Э.
Лит.:
Fritz K.V. Antike und modeme Tragodie. Berlin, 1962. S. 193-226;
Thalmann W.G. Dramatic art in Aeschylus «Seven against Thebes». New
Haven, 1978.
|