ЭСМЕРАЛЬДА (фр. Esmeralda) — героиня романа В. Гюго «Собор Парижской
богоматери» (1831). Э. — поистине гений чистой красоты мировой
литературы. Совершенством отличается не только ее внешность — от
маленьких безупречной формы ножек до темных огромных глаз и пышных
черных волос. Гюго неоднократно подчеркивает, что при появлении Э. все
озаряется каким-то волшебным сиянием: «Она была словно факел, внесенный
со света во мрак». Но и душа героини не менее прекрасна. Невозможно
представить, что она кому-либо может сознательно причинить зло. Она без
колебаний спасает от виселицы сочинителя мистерий Гренгуара, соглашаясь
по цыганским законам признать его своим мужем на четыре года; она
единственная из огромной толпы пожалела несчастного Квазимодо,
умирающего от жажды у позорного столба, и дала ему напиться из своей
фляги. Если и есть у Э. небольшой изъян, то относится он к сфере разума
и интуиции. Она совершенно непрозорлива и очень доверчива, заманить ее
в расставленные сети не представляет никакого труда. Героиня слишком
увлечена своими фантазиями и мечтами, чтобы реально смотреть на вещи и
предвидеть опасность.
Финал ужасен. Настоящее имя героини Агнесса Шантфлери, и она вовсе не
цыганка. Цыгане похитили ее в годовалом возрасте. Они же дали ей и это
странное имя — по названию бусинки, украшающей ладанку на ее шее. У
цыган Э. научилась петь и танцевать и, оказавшись в Париже,
зарабатывает на жизнь, давая представления (в них неизменно участвует и
ее верная спутница козочка Джали). Старая добрая цыганка предсказала
Э., что она по крошечному башмачку, хранящемуся в ладанке, найдет свою
мать, и это действительно произошло, но только в день смерти героини.
Ею оказалась злобная ветошница Гудула, ненавидящая цыган и столько раз
посылавшая проклятия беспечной плясунье. Первой и единственной любовью
героини по утомительно-скучной иронии судьбы стал пустой фанфарон Феб
де Шатопер, существо поразительно примитивное, заурядное и лживое.
Вообще, любовь в этом романе никому не приносит счастья. Огромное
бескорыстное чувство Квазимодо не замечено Э. (она не в силах побороть
своего отвращения к его уродливой внешности). Извращенное, похотливое
влечение к ней архидьякона Клода Фролло стало причиной ее трагической
смерти.
До роковой встречи с Фебом все пребывало в состоянии внешнего покоя. Э.
жила своими мечтами и надеждами. Квазимодо лишь издали любовался ею.
Устрашающий лик Клода Фролло возникал перед ней довольно часто, но лишь
пугал ее, не принося существенного вреда. Перейти к решительным
действиям архидьякона вынудила ревность — сначала к Фебу, а потом и к
Квазимодо. Клод Фролло решил погубить Э., чтобы она не досталась
никому. Именно по его воле последние месяцы жизни героини превратились
в сущий ад. Сначала он подстроил все таким образом, чтобы Э. обвинили в
убийстве Феба (хотя тот вовсе не умер, а был лишь ранен злобным
архидьяконом). Э. оказалась в тюрьме, подверглась там ужасающим пыткам,
но все же предпочла смерть любви Клода Фролло. Лишь чудом Квазимодо
удалось спасти Эсмеральду, буквально вырвав ее из рук палача. Он
перенес приговоренную в собор, где по закону никто не имел права ее
тронуть, и попросил никогда не выходить оттуда. Но Клод Фролло вновь
сумел обмануть Э. Используя ее друга Гренгуара, он выманил ее на улицу.
И это стало концом для несчастной героини. На этот раз она была
повешена.
Роман Гюго построен на контрастах и противопоставлениях: Э. и Квазимодо
— красота и физическое уродство; Э. и Феб — искренность и лживость,
самоотверженность и самовлюбленность; Э. и Клод Фролло — бескорыстная,
жертвенная любовь и эгоистичное, похотливое смертоносное влечение…
Гордость и чувство собственного достоинства от природы присущи Э. Она
прекрасна, ко гда танцует или поет, «поет как птица, ликующе и
беспечно». Но, полюбив Феба, она забывает о том, что является
органическим свойством ее свободной натуры. Она почти жалка, когда
говорит своему ничтожному возлюбленному: «Я ваша раба… Пусть я буду
опозорена, запятнана, унижена, что мне до этого». Любовь к Фебу,
прекрасная по своей сути, делает ее порой жестокой к окружающим и
действительно любящим ее людям. Э. готова заставить Квазимодо провести
весь день и всю ночь в ожидании Феба, проявляет недовольство, видя, что
горбун вернулся один, и даже в раздражении гонит его прочь, совершенно
забывая, чем обязана Квазимодо. К тому же она не хочет поверить в
очевидное и оценить деликатность своего уродливого ангела-хранителя:
ведь Феб просто не захотел к ней прийти и Квазимодо абсолютно не
виноват в случившемся. Забывает Э. и о матери, которую так неожиданно
обрела. Достаточно отдаленного звука голоса Феба, и Э. обнаруживает
свое присутствие, предопределяя и свою гибель, и гибель матери, и
кончину столь преданного ей Квазимодо.
Образ Э. стал главным в написанном самим Гюго оперном либретто
«Эсмеральда», музыку к которому сочиняли многие композиторы, в том
числе и А.С.Даргомыжский. Э. стала главной героиней одноименною балета
итальянского композитора К.Пуни.
Лит.: Трескунов М.С. Виктор Гюго. Очерк творчества. М., 1961.
|