ЭРКЮЛЬ ПУАРО (фр. Hercules Poirot) — герой многих романов Агаты
Кристи; среди наиболее известных «Убийство Роджера Экройда» (1926),
«Убийство по алфавиту» (1935), «Карты на стол» (1936), «Зло под
солнцем» (1941), «Пять поросят» (1943), «Часы» (1963), «Третья девушка»
(1966), а также сборников рассказов «Пуаро расследует» (1924), «Подвиги
Геракла» (1947) и др. Э.П.— персонаж отчасти мифологический: он словно
бы сразу родился 64-летним (в 1904 г., как следует из самого первого
романа с его участием, когда ушедший в отставку эксцентричный маленький
бельгиец переселился в Лондон), так что в последних романах ему должно
быть около ста тридцати лет. Для Э.П. времени словно бы нет. Он вечен.
При том, что безусловно воспринимается новыми поколениями персонажей
романов А.Кристи как ровесник динозавров, да и сам отчасти осознает всю
меру своей старомодности. Его портрет дается обычно при помощи
нескольких деталей: рост 5 футов 4 дюйма, голова яйцом. Всегда
тщательно одет и причесан. Предмет его особой гордости — роскошные,
пышные усы, за которыми он тщательно ухаживает. Педант в том, что
касается внешности, и вообще педант — аккуратен, точен, пунктуален. В
отличие от мисс Марпл, другой знаменитой героини А.Кристи, решающей
большинство головоломок дома, Э.П. много путешествует, и то, что он
оказывается поблизости в момент очередного убийства,— естественное
следствие его профессии. Э.П. ведет постоянную детективную практику,
что также отличает его от провинциальной старой девы. Сближают двух
детективов интеллект и безбрачие (Э.П.— старый холостяк). В остальном
они очень разные. Э.П.— персонаж полупародийный: почти всегда автор,
прежде чем позволить своему герою найти правильное решение загадки,
дает ему возможность основательно ошибиться. В ряде сюжетов
присутствует откровенная двойная пародия: А.Кристи на самое себя в
образе писательницы Ариадны Оливер и на Э.П. в виде выдуманного той
детектива-скандинава.
Э.П. женолюбив, поэтому он часто попадает в ловушку обаяния очередной
хорошенькой преступницы. Он вообще всегда сердцем за слабых и
беспомощных, а в людях прежде всего готов видеть благородство. Как и у
Шерлока Холмса, у Э.П. есть «партнер» — капитан Хастингс, помощник,
призванный исполнять функцию туповатого читателя, которому автор и Э.П.
разъясняют очевидное. Э.П., помимо виртуозного умения «шевелить
мозгами», обладает прекрасной памятью. Его отгадки часто подсказываются
сведениями, почерпнутыми когда-то из газет. Со временем герой меняется
(дело не в возрасте — ведь он не стареет!) — в нем наблюдается меньше
позы, кокетства, хвастовства. Профессиональный опыт, вместо того чтобы
сделать Э.П. равнодушным, заставляет его сочувствовать людям и
побуждает к раздумьям над людскими нравами. Сюжеты о Э.П. много раз
экранизировались в кино и на телевидении. Среди знаменитых создателей
этого образа — английский актер, режиссер и писатель Питер Устинов.
Лит.:
Шишкина Т. Немного об Агате Кристи и ее героях // Christie A. Selected
Stories. M., 1976. С.7-11; Haining P. The Little Grey Cell // Haining
P. Agahta Christie: Murder in Four Acts. London, 1990. P. 88-121.
|