ЭРИК XIV (шв. Eric XIV) — герой исторических драм шведского драматурга
Ю.А. Стриндберга «Густав Васа» и «Эрик XIV» (обе - 1899). Исторический
3.XIV (1533-1568) — сын основателя шведской королевской династии Басов,
Густава Васы, правил с 1560 г., был женат на простолюдинке Карин
Монсдоттер. В интерпретации Стриндберга Э.— «характер без характера»,
шведский Гамлет, как определил его автор в «Письмах к Интимному
театру». Для Стриндберга Э. прежде всего человек, загубленный фатальной
необходимостью править; он пленник своей королевской участи, к которой
в отличие, скажем, от своего отца, знаменитого Густава Васы, не
призван. Это условие определяет трагическую доминанту образа. Герой
непрерывно сопоставляет себя с отцом, который, будучи не слишком
высокого роста, видится сыну гигантом, по сравнению с которым сам Э.
ничтожен. Недальновидный и непоследовательный, капризный правитель, он
по-своему обаятелен. Э. подкупает наивностью, органической детскостью,
способностью верить в чудо. Все его живое, трепетное существо
противится автоматичному, безличному закону; придворные интриги, игры
во власть — не для него. Он гораздо комфортнее чувствует себя в
окружении игрушек своих детей… Нуждаясь в других людях, он их боится.
Несчастная природа Э., с его одинаковой способностью на добрый и дурной
поступок, отталкивает от него и тех, кто ему искренне предан. Он словно
призван быть один. Изначальная душевная надломленность, крайне тонкая,
даже изысканно-деликатная натура делают этого героя беззащитным. И он
сам никого не может защитить. Никому не доверяющий, подозрительный, Э.
может показаться безумным, но тем безумием, в котором не просто «есть
своя система», но каковое приближает его к ответам на самые сущностные
вопросы бытия. «Мы не веруем больше в богов»,— дерзко выкрикивает он,
но когда на самом деле утрачивает веру, наступает неизбежный конец.
Жизнь без веры, без обязательных «чудес» — жалкий маскарад, участие в
котором просто нелепо. Э. исчезает из пьесы «Эрик XIV» (в «Густаве
Васе» он, скорее, герой второстепенный), поверженный
братьями-соперниками в борьбе за корону. Именно исчезает, потому что
финал пьесы (Э. заточен в крепость) проходит без него.
Среди выдающихся создателей образа Э. на сцене — шведские актеры Ульф
Альме (1950), Тойво Павло (1956, 1961). На русской сцене — М.Чехов в
знаменитой постановке Е.Б.Вахтангова (1921).
Источник: http://bobych.ru/encycl/1146.html |