ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой
редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа —
П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер
действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами
комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в
названии.
Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской
драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны,
категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те
идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и
эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к
Софье. Отношения Ч. со средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией
«Мизантроп» Мольера и ее героем Альцестам, но лирическая стихия
выявлена в образе столь «избыточно», что эта особенность позволяет
нарушить привычные для литературоведческих схем подходы и отделить
этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное развитие
доказывает, что Ч. — романтический герой: тема странствий открывает его
появление в доме Фамусова, где ждет его «загадка» любви Софьи,
разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные
обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего.
Активность Ч. касается преимущественно сферы «идей» и почти не
распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в
достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин — антагонисты
Ч. Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных
свойств, которые открывают для литературы романтики: сила характера
героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней
жизнью, которой свойственна «странность», несхожесть с общепринятой
нормой.
С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых
врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой
карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами:
оттуда явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых
словах Ч., произносимых на сцене: «Я сорок пять часов, глаз мигом не
прищуря, // Верст больше семисот пронесся. Ветер, буря; // И растерялся
весь…» Образ Ч. символизирует огромные пространства, из которых он
появился. Иное основание московской жизни — «день за день, нынче, как
вчера». Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники,
четверги, субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в
торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по
«московскому» стилю.
Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по
тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих
реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за
развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим
любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним. Роковое
непонимание смысла событий, которые так тесно соприкасаются именно с
его жизнью, неловкость многочисленных попыток связаться с «фамусовским»
миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его рождают нервное
«безумие», «нетрезвость речи» (Гончаров), которая столь заметна в
последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от
неведения к трагическому узнаванию истины. Житейскую философию Софьи Ч.
вдруг понял до тонкостей, до мелочей: «Вы помиритесь с ним по
размышле-ньи зрелом…» В финальной сцене пьесы Ч. «выбирает себя», он
исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей
собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение:
«бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…». Герой Грибоедова уезжает,
унося с собой репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в
начале сюжета.
Сценическая судьба «Горя от ума» сложилась так, что в печать, а затем и
на сцену пьеса попала в искаженном виде. Поэтому современникам трудно
было понять авторский замысел образа Ч. Они его отнесли к амплуа
резонера, что никак не отвечает сложности сценического характера,
созданного Грибоедовым. Первые исполнители роли Ч. (в Петербурге и в
Москве), крупные, незаурядные актеры — И.И.Сосницкий, сыгравший Ч. с
сценах из «Горя от ума», В.А.Каратыгин, П.С.Моча-лов, исполнявшие уже
всю пьесу, — были поставлены в невыгодные условия. Удавались части, но
не складывалось целое. Полный текст пьесы был разрешен цензурой в 1863
году. В условиях другой эпохи, иного художественного стиля образ Ч. был
скорректирован социально и психологически, стал ближе к образам
Островского. Великие актеры середины девятнадцатого века И.В.Самарин,
С.В.Шумский, А.П.Ленский исполняли Ч. более глубоко, художественно
цельно, остро драматично. Но целая россыпь романтических красок и
оттенков, данная автором образу Ч., исчезла.
В дальнейшем «Горе от ума», оставаясь репертуарной пьесой, обрастает
трафаретами сценического исполнения. В 1928 году необычный спектакль
В.Э.Мейерхольда «Горе уму» заново открыл обширный круг проблем,
связанных с поэтикой комедии Грибоедова и представил новую концепцию
героя. Э.П.Гарин в роли Ч. соединял в себе лирическое и характерное.
Смотревшие спектакль сравнивали его то с самим Грибоедовым, то с
Александром Одоевским, то с Чаадаевым, то с молодыми мечтательными
героями новелл Гофмана.
В спектакле Г.А.Товстоногова «Горе от ума» (1962) роль Ч. исполнял
С.Ю.Юрский. Основная эмоция образа — искренняя, заполняющая всего
героя, вновь вспыхнувшая в момент встречи любовь к Софье; основное
свойство характера — свободное дыхание, полная внутренняя
непосредственность в ощущении жизни, не смягченная никакими
дополнительными соображениями житейского расчета. Ч. в спектакле
Товстоногова окружали не карикатурные монстры, а умные и сильные
антагонисты. Борьба с ними отнимала все силы героя, становилась опасной
для жизни. «Безумие» Москвы обретало в трактовке режиссера
фантасмагорический характер.
Лирика и ирония, патетика и сарказм своеобразно соединены Грибоедовым в
один поэтический стиль «комедии в стихах», которая требует
соответствующей сценической формы, более сложной и изощренной, чем жанр
социально-бытовой комедии. Ч. как образ — часть этого стиля,
преломление известной мысли Грибоедова, что пьеса подобна
«превосходному стихотворению».
Лит.:
Белинский В.Г. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях в стихах.
Сочинение А.С.Грибоедова // Собр. соч. М., 1977. Т. 2; Гончаров И.А.
Мильон терзаний // Собр. соч. М., 1955. Т. 8; Григорьев А.А. По поводу
нового издания старой вещи. «Горе от ума» // Григорьев А.А. Искусство и
нравственность. М., 1986; Флоринская Ю.Ф. Чацкий и Гамлет //
А.С.Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977; Степанов Л.А.
Действие, план и композиция «Горе от ума» // Проблемы творчества
А.С.Грибоедова. Смоленск, 1994.
|