ЦЕЗАРЬ (лат. Caesar, англ. Caesar) — 1) герой эпоса М.Аннея Лукана
«О гражданской войне, либо Фарсалия». При жизни император Нерон
запретил Лукану публичное чтение и издание эпоса; последний не мог быть
опубликован ранее гибели Нерона (68 г. н.э.). Исторический прототип:
Гай Юлий Цезарь (100 — 44 до н.э.), с 49 г. — римский правитель; убит
заговорщиками. Личность Цезаря — одного из ведущих лиц интереснейшего
периода римской истории, знаменитого политика, полководца и писателя —
вполне естественно привлекала внимание как историков, так и поэтов уже
в античную эпоху. Свидетельством такого внимания являются прекрасные
биографии, созданные Плутархом и Светонием. Эпос Лукана выделяется из
этого ряда тем, что автор ставит перед собой не столько исторические,
сколько именно художественные задачи (при всей условности такого
разделения), и Ц. у него — не предмет изучения, но литературный образ,
носящий на себе яркую печать авторских пристрастий. Несмотря на то, что
Лукан выказывает желание отнестись к героям беспристрастно, уже в самом
начале повествования его ненависть к Ц. проявляется вполне отчетливо.
(Ж.-Ф.Лагарп считает это противоречие слабостью образа, не искупаемой
республиканскими чувствами автора; эта оценка не представляется
достаточно обоснованной.) Когда Ц. приблизился к Рубикону, ему предстал
печальный образ отечества, умоляющего не переходить этой последней
границы; Ц. после недолгих колебаний приступает к переправе и, почти не
встречая сопротивления, идет по Италии: «Ц., яростно ждущий сражения,
радуется своим путям, если он не залил их кровью, и не стал бы идти, не
встретив врага, в геспе-рийские пределы…» Даже милосердие Ц.,
беспрецедентное в ту эпоху (хотя нет сомнений, что оно было выбрано по
соображениям целесообразности), Лукан изображает с отвращением: «Ц.
знает, что он < Гн. Домиций> стремится к наказанию и страшится
прощения. «Хочешь не хочешь — живи! — по милости нашей сказал он. —
Смотри на солнечный свет!.. Но если хочешь, снова испытай оружие - и
если ты сам меня победишь, ты мне ничем не обязан»». К свирепости и
кровожадности, еще более циничным, когда он прощает защитников закона —
своих врагов, добавляется нечестие: при осаде Массилии, где вокруг не
было ни одного дерева для осадных работ, кроме священной рощи, Ц. сам
подает пример и, выхватив у оробевшего воина топор, начинает ее рубить:
«Пусть весь грех падет на меня!» (Ц. изображен в этой сцене, как
известный нечестивец Эрисихтон, погубивший дуб Деметры и наказанный за
это вечным голодом (Каллимах и Овидий)). В своей ярости он готов
отказаться от того, без чего древние вообще не мыслили финала своей
жизни. Застигнутый бурей в Адриатическом море, Ц. говорит: «Пусть у
меня не будет погребального костра, лишь бы только меня всегда боялись
и ожидали в любой части земли». Венцом этой циничной жестокости
является Фарсальская битва; после решительной победы Ц., приказав
щадить рядовых (перед сражением: «кто убежит, пусть будет
гражданином»), направляет удары своих воинов против Сената и запрещает
погребать трупы врагов. Безусловно, мрачная жестокость Ц. (которому
Лукан не может отказать в доблести) неотделима от стилистики нероновой
эпохи (многие подобные мотивы встречаются и в творчестве Сенеки, дяди
Лукана). Тем не менее было бы неоправданным преувеличением усматривать
(как это часто бывает) в образе Ц. тираноборческий и республиканский
пафос.
Лит.: Буассье Г. Оппозиция при Цезарях // Собр. соч.
СПб., 1993. Т. 2; Петровский Ф.А. Марк Анней Лукан и его поэма о
гражданской войне // Лукан М. Фарсалия. М., 1951.
2) Герой
трагедии У.Шекспира «Юлий Цезарь» (1599). Несмотря на то, что трагедия
Шекспира названа его именем, Ц. является не главным действующим лицом,
а скорее пружиной действия. Именно вокруг него (поначалу живого, а в
еще большей степени — мертвого, убитого заговорщиками-республиканцами)
разворачиваются все события ее сюжета, а также раскрываются характеры
остальных действующих лиц: Брута, Марка Антония, Кассия и других. Сюжет
пьесы почерпнут Шекспиром из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха,
однако Шекспир, как и всегда, существенно спрессовал реальные
исторические события, придав действию пьесы несравнимо больший динамизм
и стремительность. Он сознательно (что часто ставилось ему в упрек)
оставляет за рамками трагедии знаменитые победы Цезаря-полководца,
изображая его как государственного человека, как гражданина города
Рима, как римлянина. При всем величии Ц. в трагедии показан суеверным,
слабым физически и одряхлевшим; Шекспир неоднократно подчеркивает, что
он глуховат. Однако теперь, когда он уже немолод и устал от жизни,
отданной служению Риму, он жаждет, чтобы Рим и римляне склонились к его
ногам, признав его неограниченную авторитарную власть. У Ц. в пьесе по
сути очень мало текста, и, хотя убийство его в Капитолии происходит в
начале третьего акта, в предыдущих действиях он появляется всего
несколько раз. В одно из таких его явлений к нему выходит Прорицатель,
произносящий зловещее пророчество: «Остерегись ид марта». Но даже того
немногого, что слышим мы из уст Ц., достаточно, чтобы в полной мере
понять, кто перед нами. Шекспир вывел на сцену в своей «римской
трагедии», представляющей собой чистейшей воды «политическую пьесу»,
прожженного политика и политикана, умного, хитрого, познавшего все
тонкости закулисья власти. Вот, к примеру, что говорит он Антонию о
Кассии: «Он много думает, такой опасен». Опасен тем, что «читает много
// И любит наблюдать, насквозь он видит // Дела людские».
Сцену, в которой Антоний трижды подносит Ц. корону, а тот трижды от нее
отказывается, мы «видим» лишь в пересказе Каски — пересказе, однако,
вполне красноречивом, из которого понятны и лицемерие Ц., и его жажда
власти, и его склонность к лицедейству, и его умение «подогревать»
толпу. Однако перед выходом Ц. в Сенат Шекспир вкладывает в его уста
слова, в которых соединились бесстрашие и чувство обреченности. А
дальше в Капитолии происходит его убийство, и Ц. произносит свое
знаменитое «И ты, о Брут!» (слова, написанные Шекспиром по-латыни, не
встречаются у Плутарха, очевидно, они дошли до Шекспира через устные
предания). После смерти начинается истинная жизнь Ц. в рассказанной
Шекспиром истории. Как говорит Антоний, «дух Цезаря в погоне за
отмщеньем, // С Гекатою из преисподней выйдя, // На всю страну
монаршьим криком грянет: // «Пощады нет!» — и спустит плот войны…»
В отличие от большинства пьес Шекспира «Юлий Цезарь» никогда не
подвергался существенным переделкам. Значительными событиями в истории
мирового театра стали постановки трагедии, осуществленные за пределами
Англии: в Германии — Мейнингенской труппой (1874). Первым исполнителем
роли Ц. стал молодой актер И.Неспер, во время гастролей в России (1885)
его играл П.Рихард. Под влиянием увиденного спектакля, одновременно и в
полемике с ним, в 1903 году появилась постановка Художественного театра
(режиссеры К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко, в роли Ц. —
В.И.Качалов). В спектакле Малого театра (1924) роль Ц. исполнил
М.Ф.Ленин.
На английской сцене пьеса приобрела особую популярность во второй
половине XX столетия — будучи интерпретируемой именно как пьеса с
отчетливым политическим подтекстом. Таковы были спектакли Королевского
Шекспировского театра 1973 года — часть цикла «Римляне», поставленного
Т.Нанном (в роли Ц. — Марк Дигнэм) и 1996 года (постановка А.Ноубла, Ц.
— К.Бенджамин).
3)
Герой «истории» Б.Шоу «Цезарь и Клеопатра» (1898). Пьеса, названная
автором историей, действительно рассказывает о реальных событиях,
происходивших в Египте, — о вступлении войск Ц., о его победе над
египетской армией и о признании шестнадцатилетней Клеопатры царицей.
Однако историческое повествование само по себе не привлекает Шоу, оно
лишь фон, помогающий ярче осветить две ключевые фигуры — Ц. и
Клеопатры. В образе Ц. он представляет читателям и зрителям идеального
государственного деятеля, полководца и философа. Главное, что отличает
Ц. в пьесе Шоу, — умение быть реалистом, т.е. видеть и принимать жизнь
такой, какая она есть, не уходя в бесплодные мечтания, не поддаваясь
иллюзиям, не строя несбыточные проекты. Ц. приводит свои легионы в
Египет, вовсе не желая бессмысленного кровопролития, он готов убеждать
и договариваться, хотя и ему не чужд азарт воина-победителя. Он удачно
сочетает в себе солдата, политика и мудреца, который способен понимать
окружающих и готов их выслушивать. Гениальность Ц. в том и состоит, что
он отлично знает, когда надо проявлять каждое из этих качеств. Сцены
пьесы (где событий, как всегда у Шоу, совсем немного) одна за другой
раскрывают разные стороны характера героя: Ц. пытается сделать из
непослушной девочки Клеопатры царицу и со знанием дела говорит о тех
достоинствах, которыми она должна обладать; Ц. беседует с предводителем
мятежников Потином и показывает себя первоклассным дипломатом; он же
готов вместе со своими солдатами захватить александрийский маяк и
удерживать его, чтобы он не попал в руки повстанцев, испытывая
удовольствие от занятий воинским ремеслом.
Ц. создан Шоу поистине великим человеком — разумным, твердым, лишенным
эгоизма и тщеславия — и при этом необыкновенно обаятельным. Секрет его
обаяния заключается в естественности поведения и в тех небольших
слабостях, которые Ц. не в силах скрыть. Он тщательно прилаживает на
голове венок, чтобы скрыть лысину, ему неприятны упоминания о его
возрасте, особенно в устах Клеопатры, но, главное, Цезарь способен
шутить над самим собой, он остроумен и весел. Именно эта особенность
героя Шоу выделяет пьесу из длинного ряда исторической драматургии:
юмор и жизнерадостность не покидают драматурга даже тогда, когда речь
идет о серьезных событиях.
Пьеса Шоу впервые была поставлена в Германии М.Рейнгардтом в 1906 г. Ц. стал одной из лучших ролей Р.Я.Плятга (1965).
|