ТИМУР — герой киносценария и повести А.Гайдара (псевдоним
А.А.Голикова) «Тимур и его команда» (1940), а также киносценариев
«Комендант снежной крепости» (1941) и «Клятва Тимура» (1941). Самый
известный и популярный герой детской литературы советского периода.
В ранней редакции «Дункан и его команда» — герой Вовка Дункан. Очевидно
влияние произведения Жюля Верна: яхта «Дункан» по первому тревожному
сигналу отправилась на помощь капитану Гранту. Руководители киностудии
потребовали переименовать героя, и тогда Гайдар дал герою имя
собственного сына, которого в жизни называл «маленьким командиром».
Образ Т. воплощает идеальный тип подростка-лидера с его стремлением к
благородным поступкам, тайнам, чистым идеалам. Т. объединяет вокруг
себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает
старикам, малышам — тем, кто обычно в силу своей беззащитности является
жертвой озорства подростков. В первую очередь тимуровцы опекают семьи
военных, защитников Родины.
Как и романтические герои (Айвенго, Зоро), тимуровцы совершают свои
добрые дела тайно. Знак тайного покровительства тимуровцев —
пятиконечная звезда на воротах дома, обитатели которого попадали под их
защиту. По замыслу самого Гайдара, звезда олицетворяла беззаветную
любовь к Родине и готовность самоотверженно ее защищать. Читатель
открывает для себя Т. через его взаимоотношения со сверстницей, дочерью
военного командира Женей. Она случайно раскрывает тайну тимуровцев и
вступает в их ряды. Мифологизированный образ Т. выходит за рамки
сказочной схемы. Преодоление конфликтов в сюжете связано не с
героическими поступками, а с нравственно-психологическим
противостоянием героя не только местным подросткам-хулиганам,
возглавляемым Мишкой Квакиным, но и миру взрослых, от которых скрыт
подлинный смысл действий тимуровцев.
Главный конфликт повести — столкновение идеального мира
подростка-рыцаря с обыденным миром. А главное испытание — непонимание и
клевета, которые становятся непременным условием рыцарского подвига.
Политическая ангажированность образа, поддерживаемая самим Гайдаром,
была направлена на организацию «тимуровского движения», приобретшего
вскоре всесоюзный масштаб и ставшего государственной политикой по
работе с детьми. 27 сентября 1940 г. Гайдар опубликовал ответ ребятам —
читателям повести: «Если Тимуров сейчас мало, то их будет много».
Умение Гайдара затронуть потаенные струны души подростка вызывало
желание подражать литературному герою. Т. — социальный герой, пионер,
его символический знак — красный галстук, но истоки образа можно искать
и в традиционном архетипе житийного мальчика-святого, осуществляющего
свой подвиг жертвенной любви среди людей (тайность доброго деяния
является здесь обязательным условием). Официальность и
заорга-низованность тимуровского движения, находившегося под контролем
Центральной пионерской организации, формализовали его и выхолостили из
него главную притягательную сущность для подростка — тайну. В сюжетной
линии сценария «Клятва Тимура», написанного как госзаказ в первые
недели войны, прослеживается конфликт, связанный с формализацией
тимуровского движения. Понятие «тимуровец» прочно вошло в житейский
обиход. До конца 80-х годов тимуровцами называли детей, оказывающих
бескорыстную помощь нуждающимся; такое наименование давали по всей
стране детским клубам, кинотеатрам, кафе, универмагам.
В январе 1941 г. вышел на экраны фильм «Тимур и его команда» режиссера
А.Е.Разумовского. В 1976 г. на Одесской киностудии была создана еще
одна киноверсия. Существует несколько инсценировок для профессиональных
и самодеятельных театров. Фильм «Клятва Тимура» был снят режиссером
Л.Кулешовым в 1941 г., но на экран не попал.
Лит.:
Гречишникова А. Аркадий Гайдар. М, 1952; Емельянов Б. Рассказы о
Гайдаре; Комов Б. Гайдар. М., 1979; Паустовский К. Встречи с Гайдаром
// Жизнь и творчество Гайдара. М., 1964.
|