СОБАКЕВИЧ — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (перв. том
1842, под ценз. назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор,
том 1842-1845). Фольклорные источники образа С.— былинные и сказочные
богатыри (Еруслан Лазаревич, Илья Муромец и т.п.). Возможные
литературные источники: Тарас Скотинин из комедии Д.Фонвизииа
«Недоросль», медведеподоб-ный разбойник Бурдаш из романа М.Загоскина
«Юрий Милославский». Богатырская мощь С. (нога, обутая в сапог
исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо
больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина
бараньего бока»), богатырское здоровье С. («пятый десяток живу, ни разу
не был болен») пародируют облик и деяния сказочных и былинных
богатырей. Фамилия С. формально не связана с его внешним обликом: С.
похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой
бывает на медном пятаке»; его имя — Михайло Семенович — также указывает
на фольклорного медведя. Однако ассоциативно фамилия соответствует
характеру и портрету: у С. «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к
людям он относится, как цепной пес (ср. иронически обыгранные Гоголем
слова С. после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не
могу не доставить удовольствие ближнему»). Грубость и неуклюжесть —
суть портрета С. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча:
хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим
сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».
Бездушность С. подчеркивает метафорическая подмена лица широкой
молдаванской тыквой, а ног — чугунными тумбами. Вещи вокруг С.
повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом,
«как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»;
крестьянские избы и колодец из корабельного дуба, но без всяких резных
узоров; пузатое ореховое бюро — совершенный медведь; стол, кресло,
стулья, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич!» Даже дрозд похож на С.
С. привязан к земному и строит так, будто намерен жить вечно, не думая
ни о смерти, ни о душе; С. бездетен (ср. евангельскую притчу о богаче,
настроившем новые житницы: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь
душу твою возьмут у тебя; кому ж достанется то, что ты заготовил?» (Ев.
от Луки, 12:20)). С.— хозяин, материалист, и ему нет дела до «сокровищ
на небесах». Гипертрофированная практичность С. контрастна слащавым
«эмпиреям» Манилова, так же как привычка ругать все подряд, видеть во
всех мерзавцев и мошенников противопоставлена восторженной идеализации
людей, присущей Манилову. Губернатор у С.— «первый разбойник в мире»,
«за копейку зарежет». Весь город — христопродавцы, «мошенник на
мошеннике сидит и мошенником погоняет < ...>. Один там только и
есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду,
свинья». Чиновники, по мнению С., «даром бременят землю», а стряпчий
Золотуха — «первейший хапуга в мире».
С.— русофил и ненавидит все западное. Он готов перевешать немцев и
французов, так как те придумали диету, воображая, «что и с русским
желудком сладят». С. не детализирует, он сторонник целого, гигантского.
В этом, согласно С., проявляется истинно русская натура: «У меня когда
свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь
— всего гуся!» У полицмейстера, пока гости беседовали, С. «доехал»
осетра. Душа С. погребена под тяжестью плоти или, по словам Гоголя,
где-то за горами закрыта «толстою скорлупою», «как у бессмертного
Кощея». О душе С. вспоминает только торгуясь с Чичиковым, сводя ее
неуловимую сущность к сугубо вещественной оболочке, к пище: «У вас душа
человеческая все равно что пареная репа» (ср. «редька, варенная в
меду»). Нереализованные героические потенции «омертвелой» души С.
пародийно представлены портретами героев греческого
национально-освободительного движения 1821-1829 гг. (Маврокордато,
Миау-ли, Канари), впрочем, их героизм, исключительно лубочного толка,
вырождается у С. в пустую внешнюю грандиозность («толстые ляжки и
неслыханные усы»), подчеркнутую алогизмом портрета Багратиона, «тощего,
худенького, с маленькими знаменами и пушками», «в самых узеньких
рамках».
С.— «человек-кулак». Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть,
олицетворенную в образе С.,— страсть к тяжелому, земному, плотскому.
Это — стяжательство особого рода, оно кардинально отличается от
беспочвенного, зыбкого стяжательства Чичикова; напротив, оно предметно,
по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у С. не дрянь-душа, а «ядреный
орех, все на отбор»), за душу С. «заламывает» сто рублей и не брезгует
мошенничеством, подсунув в список душ бабу — «Елизавету Воробья». Сила
и воля С. («Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!») лишены
идеала, сердцевины, души, по сути, они так же мертвы, как
мечтательность Манилова или скупость Плюшкина, в конечном счете они
тормозят движение «птицы-тройки» Руси.
Среди знаменитых исполнителей роли С. в инсценировках поэмы: М.М.Тарханов и А.Н.Грибов (МХАТ, 1932), Ю.В.Толубеев (1975).
Источник: http://bobych.ru/encycl/996.html |