СНЕГУРОЧКА — героиня «весенней сказки» А.Н. Островского «Снегурочка»
(1873). Действие пьесы происходит в «стране берендеев в доисторическое
время». Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным
творчеством. Это — идиллическое царство мира и согласия. Любовь —
сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу
Солнца — Яриле. Появление среди людей «холодной» С. вносит в их жизнь
«ревность, брань, усобицу». В сердца людей проникает «остуда немалая».
Дочь Весны и Мороза, С.— всем чужая. Она «не знает любви совсем». Ее
влекут «людские песни», страстные и печальные напевы любви. С. томится
любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей
страдать и плакать. Но «младенческая душа» С. спит, никто не может
пробудить в ней «желание любви».
Еще не зная любви, С. узнает «мучительную ревность», зависть к чужому
счастью. Она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой», когда
пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни
Купавы. С. обращается к матери-Весне с мольбой о «даре любви».
Подаренный Весною волшебный венок пробуждает «дремоту души», открывает
С. красоту мира, радость жизни. «Гордый духом» Мизгирь становится
«избранником души» С. Ее «холодное сердце», познав любовь, превращается
в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и С. гибнет со словами:
«Люблю и таю, таю от сладких чувств любви». Ее «чудесная кончина»
восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как
искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу.
Образ С. послужил прообразом героини оперы Н.А.Римского-Корсакова
«Снегурочка» (1881). Первая исполнительница роли С. — Г.Н.Федотова
(1873). Среди других исполнительниц — В.Ф.Комиссаржевская (1900),
М.П.Лилина(1900).
Лит.:
Батюшков Ф.Д. Генезис «Снегурочки» Островского// Журнал Министерства
народного просвещения. 1915, май; Кашин Н.П. «Снегурочка». Весенняя
сказка. Опыт изучения// Пушкин, Островский. Западники, славянофилы. М.,
1939. C6.IV.
|