РОБИН ГУД (англ. Robin Hood, староангл. Robyn Hode) — герой
английских народных баллад. Это персонаж одновременно и литературный, и
мифологический. Многие английские исследователи на протяжении последних
двух веков пытаются установить его возможного исторического прототипа,
но пока их попытки не увенчались успехом. Тем не менее с начала XV века
Р.Г. не раз упоминается как историческое лицо. Его имя называет
шотландская хроника Эндрью Уинтоуна (ок. 1420). В середине XV в.
Вальтер Боуэр, делая дополнения к хронике каноника Фордуна, под датой
1266 г. заносит известие, что «между людьми, лишенными собственности,
был знаменит разбойник Р.Г, которого народ любит выставлять героем
своих игр и театральных представлений и история которого, воспеваемая
странствующими певцами, занимает англичан более других историй».
Наконец, латинская «История Великобритании» (1521) Джона Мэйра относит
жизнь Р.Г. ко времени царствования короля Ричарда Львиное Сердце
(1157-1199) и утверждает, что Р.Г. стоял во главе сотни «вольных
стрелков», совладать с которыми были бессильны правительственные
отряды. Р.Г, по словам Мэйра, грабил только богатых, щадил и награждал
бедняков, не делал никакого зла женщинам; деяния и приключения этого
человека «вся Британия воспевает в своих песнях».
Что касается литературного прототипа Р.Г, то им, по-видимому, является
Гервард — герой средневековой латинской хроники XII века «Деяния
Герварда» («Gesta Gervardi»). Приключения и сам образ Герварда сильно
напоминают позднейший цикл о Р.Г Гервард стоял во главе отряда «вольных
стрелков», скрывался с ними в лесу, вел жизнь изгоя (outlaw). В 35
главах «жесты» о Герварде рассказывается о ссоре его с аббатом, злым
советником короля, о примирении с королем, о смерти от руки женщины и
т.п. Сходные с образом Р.Г. мотивы просматриваются в хронике «История
Фолька», мятежника времен короля Джона (1199-1216), в созданном в
середине XIV в. неизвестным поэтом «Рассказе о Гамелине» («король
изгоев») — позднее этот сюжет, переделанный Т.Доджем (1590) в рассказ о
любви, послужил источником для комедии У Шекспира «Как вам это
понравится» (1600). В XV в. одновременно с балладами о Р.Г. возник
образ «шотландского Р.Г.» Вильяма Уоллеса (поэма менестреля Гарри
Слепого «Уоллес»).
Первое упоминание имени Р.Г в литературе относится к середине XIV в. В
аллегорической поэме Уильяма Лэнгленда «Видение о Петре Пахаре» (1362)
о Р.Г. говорит Леность, хвалящаяся тем, что хотя она и не очень тверда
в церковных молитвах, но зато знает «песни о Р.Г. и Рандольфе, графе
Честерском». К сере-
дине XV в. относятся первые литературные записи устных песен и баллад о
Р.Г. Они включают пять основных сюжетов: «Гость Р.Г», «Р.Г и монах»,
«Р.Г. и Гай Гисборн», «Р.Г. и шериф», «Смерть Р.Г». В них Р.Г. выручает
бедного рыцаря Ричарда Ли, сражается с шерифом и Гаем Гисборном,
проявляет чудеса храбрости, ловкости, хитрости, великолепно стреляет из
лука, защищает бедняков и женщин. Р.Г, по преданию, умер от
неосторожного кровопускания, которое сделала ему его кузина, приоресса
в Кирклисе. Исследователи считают, что все эти сюжеты имеют не
сохранившийся общий первоисточник, датируемый примерно 1400 г. Сюжет
«Р.Г. и король», видимо, был записан позднее — в нем Р.Г. идет на
службу к Ричарду I, но через некоторое время вновь возвращается в
родной Шервудский лес. Современный цикл о Р.Г. насчитывает около 40
баллад.
Во второй половине XVI — начале XVII в. Р.Г. сохраняет широкую
популярность как балладный герой. Его имя то и дело упоминается
хронистами, поэтами, драматургами (Шекспир, Ф.Сидни, Бен Джонсон,
Драйтон, Уор-нер, Кэмден, Стай и др.). Р.Г. становится своего рода
героем «золотого века» «старой доброй Англии»: «Они живут, как в
старину Робин Гуд английский, и время проводят они беззаботно, как
бывало в золотом веке» (Шекспир. «Как вам это понравится»). Один из
предшественников Шекспира, Роберт Грин, создал «Комедию о веселом
стрелке Джордже Грине и о Робине Гуде». М.Горький, прочитавший в
детстве эту пьесу, запомнил эпизод, в котором Р.Г. отказывается принять
предложенное ему королем звание дворянина. По воспоминаниям Горького,
этот эпизод много лет служил ему «чем-то вроде посоха страннику, а
может быть, и щитом, который защищал его от соблазнов и от скверненьких
поучений мещан».
Отношение людей того времени к образу Р.Г. во многом отличалось от
интерпретаций XIX-XX вв. С одной стороны, Р.Г. — это герой
«карнавального» типа, любимый персонаж различных игр, праздников и
увеселительных представлении. За ним и за его легендарным обиталищем —
Шервудским лесом — закрепляется эпитет «merry» (веселый, весельчак,
гуляка). В XV-XVI вв. в первое воскресенье мая повсюду в Англии
праздновался «День Робин Гуда». Есть даже свидетельство, что король
Генрих VIII однажды на прогулке (1516 г.) встретил «толпу одетых в
зеленый наряд «стрелков» из лука во главе с Р.Г». Имя Р.Г. прочно
входит в народные пословицы и поговорки («То overshoot Robin Hood», «As
crook’d as Robin Hood’s bow» и т.д.).
В 1765 г. собиратель фольклора Томас Перси впервые публикует сборник
баллад «Памятники старинной английской поэзии» («Reliques of Ancient
English Poetry»), за которым последовал настоящий «балладный бум» в
английской и мировой литературе. В этой книге был опубликован и цикл
баллад о Р.Г. Но действительно всемирную известность образ Р.Г. получил
после романа Вальтера Скотта «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго».
Образ Р.Г. в этом романе обретает романтическую окраску — это герой,
для которого главным является отстаивание справедливости и свободы
страны от норманнских захватчиков. Становясь легендарным национальным
героем, Р.Г. сохраняет свои главные положительные черты —
добросердечие, верность дружбе, готовность прийти на помощь
несправедливо обиженному. В некоторых романах В. Скотта главный герой
имеет большое сходство с Р.Г. — например, «шотландский Р.Г.» Роб Рой
(«Роб Рой», 1817). В творчестве Скотта Р.Г. выступает и как персонаж
народных празднеств («Аббат», 1820; «Кенильворт», 1821), о нем
вспоминают в трудную минуту простые люди («Эдинбургская темница»,
1818), гонимые («Квентин Дорвард»), с героями робингудовских баллад
сравниваются удалые парни («Вудсток», 1826; «Два гуртовщика», 1827). В
романе «Талисман» (1825, время действия — XII век, Палестина, крестовый
поход Ричарда) говорится о том, что о Р.Г. «слыхали» даже в Палестине.
Образ Р.Г. неожиданно получает и социальное значение, смешиваясь с
образом Нэда Луд-да — вождя луддитов (движение против машин в Англии).
Например, на митинге рабочих-вязальщиков в Ноттингеме (1811) было
оглашено некое «послание», отправленное из «конторы Нэда Лудда в
Шервудском лесу».
В России интерес к Р.Г. резко возрос после революции 1917 г. В 1919 г.
по инициативе Горького выходит сборник «Баллады о Робин Гуде» с
переводами Н.Гумилева, Вс.Рождест-венского, Г.Иванова, М.Цветаевой и
С.Маршака.
По степени мировой известности образ Р.Г. занимает место в ряду таких
«героев-легенд», как Дон Жуан и Фауст, но ближе всего ему другой
легендарный «вольный стрелок» — Вильгельм Телпь Ф.Шиллера.
«Робингудов-ские» мотивы просматриваются и у пушкинского Дубровского. В
последнее время Р.Г. выступает в основном как герой детской литературы,
например в повести М.Гершензона «Робин Гуд».
Лит.:
Holt J.C. Robin Hood. London, 1983; Алексеев М.П. Литература
средневековой Англии и Шотландии. М., 1984; Мощанская О.Л. Образ
мятежника в народной поэзии Англии средних веков и последующая
литературная традиция // Лит. связи и проблема взаимовлияния. Межвуз.
сб. Горький, 1984; Мощанская О.Л. Фольклорные традиции в романах
В.Скшта // Лит. связи и проблема взаимовлияния. Межвуз. сб. Горький,
1978.
|