Борис Годунов
НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА. 1598-1604 г.г.
1.Москва встречает царя.
26 февраля , в неделю сырокапустника , Борис в'ехал в
столицу : встреченный жителями Москвы хлебом , соболями ,
кубками золотыми и серебрянными и другими царскими дарами , но
ничего не взяв сказал , что "богатство в руках народа ему
приятнее , нежели в казне ". После вторичного благославления
патриархом на государство и литургии Борис сказал , что "не
может до светлого Христова воскресения оставить Ирины ... и
возвратился в Новодевичий монастырь ... " , оставив управление
государством боярской думе .
2.Торжественный вход в столицу.
"Наконец , апреля 30 , подвиглась столица во сретение
государя . " Борис выехал из но водевичьего монастырясо своим
семейством.Вскоре он проследовал в храм Успения , где патриарх
третий раз благославил его на великое государство Московское.
"Он уже царствовал , но еще без короны и скипетра ; еще не мог
назваться царем боговеенчанным , помазанником господним." Однако
для того , чтобы окончательно утвердить престол за собой , Борис
должен был возложить на себя венец , но "вместо скипетра взял
меч в десницу и спешил в поле , доказать , что безопасность
Отечества ему дороже и короны , и жизни . Так царствование самое
миролюбивое началось ополчением ... "
3.Знаменитое ополчение.
Помимо крепостей против ханских набегов служили засеки в
таких местах как : Перемышля , Лихвина , Белево , Тула , Боровск
, Рязань , государь послал туда особенных воевод с мордвою и
стрельцами ; устроил плавную рать на Оке . Карамзин писал об
этом времени и о влиянии ополчения : "Все действовало сильно на
воображение людей : и новость царствования , ополчение , и
высокое мнение о Борисовой , уже долговременными опытами ,
изведанной мудрости " . Однако неприятеля не было в течение 6
недель , трудно сказать , что было : ложные слухи обманули
Бориса или он притворным легковерием обманул Россию для того ,
чтоб явить себе царем не только Москвы , но и всего воинства .
Вместо врагов вскоре явились послы Хазы-Гиреева и ополчение
поразило хана и послов ужасом , послы сказали , что крымский хан
и крымцы желают вечного союза с Россией . Это была первая
"дипломатическо-военная победа " Бориса Годунова.
Но Борис Годунов опять отложил венчание до 1 сентября ,
чтобы совершить венчание в новое лето , в день общего
доброжилательства и надежд , лестных для сердца.
4.Прибавление к избирательной грамоте.
"Всем ослушникам царской воли неблагославление и клятва от
церкви , месть и казнь от синклита и государства , клятва и
казнь всякому мятежнику , раскольнику любопрительному , который
дерзнет противоречить деянию соборному и колебать умы людей
молвами злами , кто бы он ни был , священного ли сана или
боярского , думного или воинского , гражданин или вельможа : да
погибнет и память его вовеки ! " Грамоту утвердили 1 августа
Борис и юный Федор , все святители ....
5.Венчание.
Наконец Борис венчался на царство , еще пышнее и
торжественнее Феодора , так как принял утварь Мономахову из рук
вселенского патриарха.
Вовремя венчания Борис сказал : " Отче , великий патриарх
Иов ! Бог мне свидетель , что в моем царстве не будет ни сирого
ни бедного " - и , тряся верх своей рубашки примолвил : "Отдам и
сию последнюю народу . "
Вскоре время покажет , как во время правления Бориса не
было " ни сирого , ни бедного . "
6.Внутренняя политика (1598-1604).
Первые указы относились к внутренней экономике :
1) Всем людям служивым , воинским и гражданским выдавать двойное
жалование .
2) Гостям Московским и другим торговать беспошлинно 2 года.
3) Земледельцев казенных и жителей Сибири освободить на 1 год от
налогов.
4) Уменьшил барщину и оброк крестьянам.
В Сибири под предводительством казака Воейкова был
окончательно разбит хан Кучюм и Борису было сообщено , что " в
Сибири уже нету иного царя , кроме российского . " Эта победа
утвердила господство России над Азией . Как и венчание победа
над Кучюмом тоже торжественно праздновалась : " В столице и во
всех городах снова праздновали завоевание сего не измеримого
края звоном колокольным и молебнами .
После по приказу Бориса основавались новые города :
Верхотурья (1598) , Мангазей и Туринск (1600) , Томск (1604) .
7.Внешняя политика (1598-1604).
На этом вопросе долго задерживаться не стоит , на тот
период внешнюю политику можно охарактеризовать следующими
словами : " Мы везде хотели мира или приобретений без войны ,
готовясь единственно к оборонительной . "
1)11 марта 1601 г. заключено перемирие с литвою на 10 лет ( в
котором Сигизмунда не именовали королем Швеции под предлогом ,
что , он не известил не Феодора , ни Бориса о своем вошествии на
трон ).
2)Вознобвлен договор о свободной торговли датских купцов в
России .
3)Брачный союз Ксении с Иоанном (принцем Дании) , 28 сентября
была свадьба , а 28 октября того же года Иоанн умирает. Однако в
1604г. послы России снова были в Дании и условились с герцогом
Шлезвиским , чтобы один из его сыновей , Филипп , ехал в Москву
жениться на царевне , но этого не произошло .
4)Австрии помогла деньгами для бборьбы с Магометом 3 ("не другом
христианства).
5)Разрушение мира между Россией и Персией.
6)Благоприятные отношения с Англией :
Борис дал новую жалованную грамоту для свободной и беспошлинной
торговли с Россией .
7)Германии Борис отказал в беспошлинной торговли и строении
католитических церквей на Русской земле .
8.Внутренняя политика (1599г.).
1)В 1599г. Борис в знак любви патриарху Иову , возобновил
жалованную грамоту , данную Иоанном метрополиту Афанасию ,
такого содержания , что все люди первосвятителя , его монастыри
, чиновники , слуги и крестьяне освобождаются от ведомства
царских бояр , наместников и не судятся с ними ни в каких
преступлениях , кроме душегубства , зависимо единственно от суда
патриаршего , увольняются также от всяких податей казенных . Это
был важный шаг на пути не зависимости церкви .
2)Закон об укреплении крестьян , действующий в то время имел
вредное действие , частыми побегами крестьян , особенно из
селений мелкого хозяйства : владельцы искали беглецов ,
жаловались друг на друга в их укрывательстве , судились ,
разорялсиь . Борис , желая присечь зло и беспорядки , решил
об'явить закон временным и в 1601 г. снова дозволил крестьянам
господ малочиновных , детей боярских и других , везде кроме
одного Московского уезда , переходить в известный срок от
владельца к владельцу того же состояния , но не более чем по 2
вместе , а крестьянам бояр , дворян , знатных дьяков ,
святителей монастырских велел остаться без перехода на 1601 г.
Многие связывают дальнейшую трагическую судьбу Годунова с
изменением старого закона и нетвердостью нового .
3) Борис пытался также искоренять грубые пороки народа . В
частности Борис продолжал попытки своих предшествнников
искоренить пьянство : Борис строго запретил свободную продажу
спиртных напитков , об'явив , " что скорее помилует вора и
разбойника , нежели корчемников "; но хотев воздержать народ от
пьянства и принятия спритного , царь не мог полностьюистребить
корчемства , и вследствии этого казеные питейные дома ,
откупаемые забольшие деньги , служили " местом разврата для
людей слабых . "
4) В отношении образования Борис превзошел всех предшествующих
ему самодержавцев , Борис хотел завести школы и даже
университеты , чтобы обучать россиян наукам и иностранным
языкам. Но это намерение царя не произошло из-за сильного
возражения духовенства , которое утверждало , что " Россия
благоденствует в мире единством закона и языка ; что разность
языков может произвести и разность в мыслях , опасную для церкви
; что , во всяком случае , неблагоразумно вверить учение
юношества католикам и лютеранам . " Однако царь отправил 18
молодых боярских людей учиться за границу . Также царь призывал
к себе наслужбу из-за границы лекарей , художников ,
ремесленников и чиновников на службу .
Но приближалось время , когда царь , славимый в Европе и
Росии за свою разумную политику , любовь к просвещению ,
ревность быть истинным отцом Отечества ," д о л ж е н был
вкусить горький плод беззакония и сделаться одною из
удивительных жертв суда небесного "
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА. 1600-1605 г.г.
Но борис скоро начал удаляться от россиян , отменил устав
времн древних : не хотел в праздничные дни выходить к народу ,
выслушивать его жалобы . Царь велел книжникам издать книгу о
душевном спасении и телесном здравии " слуги божия , всевышним
избранного и превознеснного,самодержца всей Восточной стороны и
Северной .... чтобы россияне всегда с умелением славили Бога за
токого монарха , коего ум есть пучина мудрости .... чтобы юные ,
цветущие ветви Борисова дому возросли благославлением небесным и
не прерывно осиняли оную до скончания веков! " Борис дерзнул
осквернить своим тщеславием и лецимерием " святое действие души
человеческой и ее тайное сношение с небом." После этого Годунов
не знал мира душевного , уже чувствовал , что если путем
беззакония можно достигнуть величия , то величие и блаженство ,
самое земное не одно знаменуют .
Вскоре в Борисе стали пробуждаться подозрения , что его
хотят убить , изгнать строна " мечтал о тайных ковах против себя
, яде , чародейтве " , царь воосстанавливвает Иоаннову систему
доносов.Первой жертвой Бориса Годунова стал Бельский (свойствен-
ник царицы Марии ) , потому что "знал лучше иных глубину
Борисого сердца . Второй жертвой Бориса стала семья Романовых ,
самодержец опасаясь их претенденства на трон велел подлжить в
иих дом коренья , а потом ... " Вдруг сделалась в Москве тревога
: синклит и все знатные чиновники спешат к патриарху , посылают
окльничего Михайла Салтыкова для обыска в кладовой у боярина
Александра , находят там мешки , несут к Иову и в присутствии
Романовых высыпают коренья , будто бы волшебные , изготовленные
для отравления царя .Все в ужасе - и вельможи ,усердные ,
подобно римским сенаторам Тибериева или Неронова времени , с
воплем кидаются на мнимых злодеев , как дикие звери на агнцев,-
грозно требуют ответ и неслушуют его в шуме. Отдают Романовых
под крепкую стражу и велят судить , как судит беззаконие ."
Кроме князей Романовых взяли князей Черкасских , Шестуновых
, Репниных , Карповых , Сицких многие из них погибли под пытками
, а многих сослали . Годунов кроме того запретил кннязьям
Мстиславскому и Василию Шуйскому жениться , боясь , что их дети
, по древней знатности своего рода , могли претендовать вместе с
его сыном на престол.
В последствии "глас Отечества уже не слышался в хвале
частной , корыстолюбивой , и молчание народа , служа для царя
явною укоризною , возвестил важную перемену в сердцах россиян :
о н и у ж е не л ю б и л и Б о р и с а ! "
В скором времени на Россию начали обрушиваться бедствия и
первое произошло в 1601 году : весноу произошло наводнение , ко-
торое испортило урожай на 30 процентов ; Карамзин писал о том
времени : " небо омрачилось густою тьмою , и дожди лили в
течение десяти недель непрестанно , и крестьяне не могли
ни чем заниматься , ни косить , ни жать ... " . Но бедствия не
оставили Россию и 15 августа жестокий мороз погубил половину
оставшегося урожая . Борис пытался изо всех сил ликвидировать
голод , он принимал мноие меры :
1)Убедил духовенство и вельмож продавать хлеб за низкую цену;
2)Велел открыть и раздавать хлеб из царских житниц в Москве и
в других городах;
3)Отворил казну!!!:
а)Около московской стены лежали кучи серебра для бедных;
б)Ежедневно каждому давали две московки , деньгу или копейку.
Но голод все равно продолжал свирепствовать , так как торговцы
скупали за дешево в житницах хлеб , а потом продавали его за
очень высокую цену , что денег раздаваемых царем не хватало на
покупку у них хлеба .Один из современников писал об этом времени
, о том что творилось в Москве : " Свидетельствуюсь истиною и
богом ,- пишет один из них ,- что я собственными глазами видел в
Москве людей ,котрые , лежа на улицах , подобно скоту , щипали
траву и питались ею ; у мертвых на ходили во рту сено . "
В Москве тогда умерло 500 000 человек !!!
Время показало , как не было "не сирого , ни бедного " . В 1603
году обстановка нормализовалась но голод очень сильно повлиял
на благосостояние России :
1)Уменьшилось число людей в Рооссии.
2)Уменьшилось материальное благосостояние людей.
3)Оскуднела государственная казна.
Боясь гнева Божьего Борис Годунов в 1600-х годах украшает
Кремль : воздвигнута огромная колокльня Ивана Великого ,
пристраивает две большие каменных палаты к Золотой и Грановитой
, Столовую и Панихидную для питания и удовольствия бедных людей
.
В 1604 году скончалась Ирина в Новодевечьем монастыре .
Борис скрывал отнее голод и прочее бедствия народа , скрывал
свои мысли о его смещении и гонениях им великих князей , с ней
он делил только добрые чувства ...
Галичанин Юрий Отрепьев в юности лишился отца , стрелецкого
сотника , зарезанного в Москве пьяным литвином. Он служил в доме
у Романовых и князя Бориса Черкасского ; знал грамоту от скуки
решил искать удовольствие в сане инока , постриженный игуменом
Трифоном и названный Георгием жил в Чудовым монастыре под присм-
отром своего деда . Там он познакомился с патриархом Иовым ,
который посвятил его в диааны и взял его к себе для книжного
дела . Вместе с Иовым григорий ездил во дворец , где проявлял
необыкновенное любопытство ; с жадностью слушал людей разумных ,
особенно когда говорили об убиенном царевиче Дмитрии ; Григорий
начал ваведывать о его судьбе ... впоследствии он окрыто говорил
, что скоро будет царем на Москве , обю этом было до несено царю
и царь приказал сослать его на Соловки , но ему помогли бежать ,
и никто огда не думал о том какие последсвия будут у этого
побега ...
Григорий достиг Новагорода Северского , где архимандрит
Спасской обители принял его дружелюбно и дал ему лошадей . После
его уезда архимандрит нашел у себя записку следующего содержания
: " Я царевич Дмитрий , сын Иоаннов , и не забуду твоей ласки ,
когда сяду на престол отца моего ".Архимандрит , не зная , что
делать решил молчать. Таким путем беглый диакон решил грубой
ложью и обманом свергнуть великого монарха и сесть на его
престол. После Новагорода он направляется в Литву(где ненависть
к России всегда благоприятствовала нашим изменнякам) ,
предварительно расспустив слух в России о том , что царевич
Дмитрий жив .В литве он схдится с князем Вишневецким , который
мечтая о славе решил способствовать , как он думал царевичу
Дмитрию. Вишневецкий сообщил о том , что царевич Дмитрий жив
всей литовской знати и Сигизмундуи . Литовский король решил
использовать царевича , чтобы ввергнуть Россию в пламя войны .
Сигизмунт собрал ополчение на Россию , чтобы посадить на трон
лжедмитрия , не по боявшись разорвать договор о двадцатилетнем
перемирии."Ополчалась в самом деле не рать , асволочь на Россию
: весьма немногие знатные дворяне , в угодность королю
малоуважаемому или прельщаясь мыслию храбровать за изгнанника
царевича,явились в Самборе и Львове : стремились туда
бродяги,голодные и полуногие,требуя оружия не для победы , а для
грабежа в России".В 1604 году Борис узнал о самозванце , который
в то время находился еще в Литве и об ополчении , и о том что в
России среди народа распускались слухи , якобы царевич Дмитрий
жив. Но вскоре царь узнал , что человек называвший себя Дмитрием
был беглый инок Григорий , Борис приказал казнить всех людей
помогавших ему бежать и укрывавших его .
16 октября 1500 воинов Литвы и 2000 донских казаков
вступили вРоссию ... царь приготовился к обороне.Лжедмитрий
выпустил манифест он "об'являл россиянам ,что он,невидимою
десницою всевышнего устраненный от ножа Борисова и долго
сокрываемый в неизвестности , сею же рукой изведен на феатр мира
под знаменами сильного , храброго войска и спешит в Москву взять
наследие своих предков,венец и скипетр Владимиров ... "
18 октября сдался Моровск.26 октября покорился
Чернигов...на берегах Десны , Свины и Сновы его радостно
встречали. 11 ноября Лжедмитрий получил отпор в первый раз под
Новгородом (войском ,которого командовал П.Ф.Басманов). Потеряв
много людей под Новгородом Лжедмитрий решил двинуться далше . В
Рыльске , Борисове, Белгороде ,Воронеже и повсей Южной России
его радостно встречали и приветствовали.
Но наконец 21 января самозванец был разбит :
"...Тутрасстрига , как истинный витязь , оказал смелость
необыкновенную : сильным ударом смял россиян и погнал их ;
сломил и дружину иноземную,не смотря на ее мужественное и
блестящее сопротивление,и кинулся на пехоту московскую,которая
стояла перед деревнею с огнестрельным снарядом - и нетрогалась
,как бы в оцепенении ;ждала и вдруг залпом из 40 пушек,из 10 или
12 тысяч ружей поразила неприятеля : множество всадников и коней
пало , кто уцелел , бежал назад в беспамятстве страха - и сам
Лжедмитрий ... Лжедмитрий убит. С сею счастливою вестию
прискакал в Москву сановник Шеин и нашел царяя, молящегося в
лавре св.Сергия..."
СМЕРТЬ БОРИСА ГОДУНОВА.
Борис Годунов умер 13 апреля 1605 года в возрасте 53 лет :
в этот день он принимал знатных иностранцев в Золотой палате , и
когда встал из-за стола , он почувсвовал дурноту : у него пошла
кровь из носа , ушей и рта по словам очевидцев она лилась рекою
, врачи не смогли остановить ее . Он начиннал терять память , но
успел благославить сына на государство Российское и через 2 часа
умер в Золотой палате.
Каков был итог правления Бориса Годунова ? Как можно
оценить его деятельность ? Можноли подчерпуть какие-нибудь уроки
из его правления ...
"Но имя Годунова , одного из разумнейших властителей в мире
, в течение столетий было и будет произносимо с омерзением , во
славу нравственного неуклонного правосудия . Поттомство видит
лобное место , обагренное кровью невинных , св.Дмитрия,
издыхающего под ножом убийц ,героя псковского в петле , столь
многих вельмож в мрачных темницах и келиях ;видит гнусную мзду,
рукою венценосца предлагаемую клеветникам-доносителям;видит
систему коварства , обманов,лицемерия перед людьми и богом ...
Везде личину добродетели, и где добродетель ? В правде ли судов
Борисовых , в щедрости , в любви к гражданскому образованию, в
ревности к величию России, в политике мирной и здравой ? Но сей
яркий для ума блеск хладен для сердца , удостоверенного, что
Борис не усомнилсябы ни в каком случае действовать вопреки своим
мудрым государственным планам,если бы властолюбие потребовало от
него такой перемены.Он не был , но бывал тираном ; не безумство-
вал , но злодействовал , подобно Иоанну , устраняя совместников
или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил
державу , на время возвысил ее во мнении Европы , то не он ли и
ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного - предал
в добычу ляхам и бродягам , вызвал на феатр сонм мстителей и
самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли ,
наконец , боллее всех содействовал уничтожению престола , воссев
на нем святоубийцею ?"
Примечание: все цитаты взяты из "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина.
Библиографический список:
1) СКРЫННИКОВ "БОРИС ГОДУНОВ" , М. 1988 Г.
2) Н.М.Карамзин " Записки старого московсого жителя. "
"МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ" 1988 Г.(420-506 страницы).
Источник: http://www.coolsoch.ru/arh/history/arh/146.htm |