ВВЕДЕНИЕ
В первой четверти XVII в. был осуществлен целый
комплекс реформ, связанных c перестройкой центральных и
местных органов власти и управления, областей культуры и
быта, а также происходит коренная реорганизация воору-
женных сил. Почти все эти изменения происходили во время
правления Петра I и имели огромное прогрессивное значе-
ние.
1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМА ПЕТРА ВЕЛИКОГО.
Огромное влияние на реформы Петра имела война. Он
почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-ни-
будь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с
Персией. Петру достались от его предшественников две за-
дачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы
обеспечить внешнюю безопасность государства: во-первых
надо было довершить политическое объединение русского
народа, едва не половина которого находилась за предела-
ми Русского государства; во-вторых предстояло исправить
границы государственной территории, которые с некоторых
сторон были слишком открыты для нападения. Разрешение
этих задач до Петра было только начато. Вторая задача,
территориальная, еще до него приводило Московское госу-
дарство к столкновениям с двумя врагами: со Швецией, у
которой нужно было отвоевать восточный берег Балтийского
моря, и с крымскими татарами, т. е. с Турцией. Петр, на-
чиная свою деятельность, прямо вступил в это сочетание
международных отношений, до него создавшееся. В начале
царствования он также обратил все свои усилия и народные
силы на юг, следовательно, поставил своей ближайшей за-
дачей исправление и ограждение южной границы госу-
дарственной территории. Для этого надо было укрепить за
собой и обезопасить берега Черного и Азовского морей. На
Азовском море появился первый русский флот; там возникли
верфи и гавани. Но потом отношения в Западной Европе пе-
ременились. В северной и средней Европе после Тридцати-
летней войны в международных отношениях главенствовала
маленькая Швеция. Ее преобладание тяжелым гнетом ложи-
лось особенно на государства, близкие к Балтийскому мо-
рю, на Данию, Польшу и Московию. Дания и Польша искали
себе третьего союзника в Московии, которая считала себя
обобранной после Кардисского мира 1661 г., невозвратив-
шего ей ни Ингрии, ни Карелии. Это заставило Петра по-
вернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского морей
к Балтийскому морю, перегнать туда народные силы, нап-
равленные на внешнюю борьбу. Новой столицей государства
суждено было стать не Азову или Таганрогу, а С.-Петер-
бургу. Таким образом, задача исправления южной границы
была оставлена ради ограждения северо-западных пределов.
2. ВЛИЯНИЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ НА РЕФОРМЫ.
Самое глубокое Полтавской победы сказалось не на
внешней политике, а в ходе внутренних дел. На очередь
стало гражданское правление. Обер-инспектор ратушного
правления предупреждал Петра, что война приблизила народ
к конечному разорению и необходимо ослабить взыскание
накопившихся недоимок, от которого идет "превеликий все-
народный вопль". До этого момента все управление было
направленно к целям войны и превратилось в генеральный
штаб и военную кассу. До Полтавы можно отметить только
два законодательных акта устроительного характера: указы
30 января 1699 г. - о восстановлении земских учреждений
и 18 декабря 1708 г. - о разделении государства на гу-
бернии. Петр не получил такого политического воспитания,
чтобы "превеликий всенародный вопль" от взыскания недои-
мок мог сам по себе его тронуть. Но другие, менее
чувствительные соображения побуждали его обратить внима-
ние на эту проблему. Он по-прежнему оставался туг к по-
ниманию нужд народа, но стал более чутким к условиям
своего международного положения. Победы при Лесной и под
Полтавой показали, что главное дело было сделано, регу-
лярная армия создана; создался и балтийский флот. Ту и
другую силу предстояло поддерживать на достигнутом уров-
не и даже приподнимать по возможности. Полтава выводила
Петра на большую европейскую дорогу, грозившую новыми
расходами. Его стали боятся на Западе. Московия выступа-
ла новым международным могуществом, следовательно приоб-
ретала врагов во всех старых друзьях. Военный и диплома-
тический престиж надобно было дорого оплачивать. Между
тем источники государственных доходов истощались, накоп-
лялись многолетние недоимки. Курбатов, обер-инспектор
ратушного правления, грозил, что при строгом их взыска-
нии многие плательщики скоро совсем выбьются из сил. Че-
рез пять месяцев после Полтавы Петр указал взыскивать
только за два прошедших года (1707 и 1708). В 1710 г.
сосчитали приход и расход за 1705-1707 гг. и открыли,
что ежегодными доходами казна покрывала только 4/5 своих
расходов, 2/3 которых шло на армию и флот. весь этот де-
фицит раскладывался на плательщиков в виде дополнитель-
ного налога. С каждым шагом становилось яснее, что вели
игру не по карману. Это поворачивало мысль от боевой
границы вовнутрь, от военных операций к изысканию новых
источников казенного дохода. Их можно было найти только
путем лучшего устроения народного труда и государствен-
ного хозяйства. Этот поворот и отмечен в сборнике мате-
риалов по истории Северной войны, который редактировал
сам Петр. В этот период очень заметен подъем законода-
тельной деятельности. С 1700 г. по 1709 г. включительно
было издано более 500 актов, а в следующее десятилетие
их число дошло до 1238 и почти столько же их напечатано
за одно пятилетие 1720-1725. Все наиболее капитальные
законоположения Петра относятся ко второй, послепол-
тавской половине его царствования. Война превратила его
из корабельного мастера и войскового организатора в мно-
гостороннего преобразователя.
3. ОБЩИЙ ПЛАН РЕФОРМ.
На первый взгляд преобразовательная деятельность
Петра представляется лишенной всякого плана и последова-
тельности. Постепенно расширяясь она захватила все части
государственного строя, коснулась самых различных сторон
народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сра-
зу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа
подступала по нескольку раз, в разное время касаясь ее
по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры
следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали
их потребности, навязанные войной. Она поставила на пер-
вую очередь преобразование военных сил страны. Военная
реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни
направленны были на поддержание регулярного строя преоб-
разованной армии и новосозданного флота, а другие на
обеспечение их содержанию. Меры того и другого порядка
изменяли положение и взаимные отношения сословий, усили-
вали напряжение и производительность народного труда как
источника государственного дохода. Нововведения военные,
социальные и экономические требовали от управления такой
усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные
и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его
прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими
нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная
перестройка управления всей правительственной машины,
как необходимое общее условие проведения прочих реформ.
Другим таким общим условием была подготовка дельцов и
умов к реформе.Для успешного действия нового управления,
как и других нововведений, необходимы были исполнители
подготовленные к делу, обладающие нужными для того зна-
ниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать
дело преобразования, понимающие его сущность и цели.
Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного
знания, о заведении общеобразовательных и профессиональ-
ных, технических школ.
Таков общий план реформы, ее порядок, установленный
не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим
ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным
движущим рычагом преобразовательной деятельности, воен-
ная реформа - ее начальным моментом, а устройство фи-
нансов - ее конечной целью.
4. ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
Военная реформа была первоочередным преобразованием
Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для
него самого, так и для народа. Она имеет очень важное
значение в нашей истории; это не просто вопрос о госу-
дарственной обороне: реформа оказала глубокое действие
на склад общества и дальнейший ход событий.
4.1. МОСКОВСКОЕ ВОЙСКО ПЕРЕД РЕФОРМОЙ.
Петр застал русское войско в полном расстройстве.
Прежде солдатские и рейтарские, распущенные по домам на
мирное время призывались на службу в случае надобности.
Это был уже призыв отпускных или запасных, бывалых лю-
дей, уже знакомых со строем. При формировке Петром армии
для борьбы со Швецией такого запаса уже почти не остава-
лось. Полки пополнялись двумя способами: или "кликали
вольницу в солдаты", или собирали с землевладельцев рек-
рутов по числу крестьянских дворов. Петр приказал писать
в солдаты вольноотпущенных холопов и крестьян, годных к
службе, и даже дал холопам свободу поступать в сол-
датские полки без отпуска господ. При такой вербовке
наскоро составленные, наскоро обученные немцами полки
новобранцев, по выражению бывшего в Москве в 1698-1699
г. секретаря австрийского посольства Корба, являлись
сбродом самых дрянных солдат набранных из беднейшей чер-
ни. Подобным же способом составлена была и первая армия
Петра в Северную войну. Нарва обнаружила их боевое ка-
чество.
4.2. ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ
После Нарвы началась неимоверная трата людей. Наско-
ро собираемые полки быстро таяли в боях, от голода, бо-
лезней, массовых побегов, а между тем расширение театра
военных действий требовало усиления численного состава
армии. Для пополнения убыли и усиления армейского комп-
лекта один за другим следовали частичные наборы добро-
вольцев и рекрутов из всех классов общества, из детей
боярских, из посадских и дворовых, из стрелецких детей и
даже из детей духовенства. Армия постепенно становилась
всесословной, но в нее ставилось кое-как на ходу выправ-
ленное или совсем не боевое сырье. Отсюда возникла пот-
ребность в другом порядке комплектования, который давал
бы заранее и правильно подготовленный запас. Случайный и
беспорядочный набор охотников и даточных был заменен пе-
риодическими общими рекрутскими наборами, хотя и при них
иногда повторялись старые приемы вербовки. Рекрутов
распределяли по "станциям", сборным пунктам, в ближайших
городах партиями человек в 500-1000, расквартировывали
по постоялым дворам, назначали из них же капралов и еф-
рейторов для ежедневного пересмотра и надзора и отдавали
их отставным, по причине ран и болезней, офицерам и сол-
датам "учить военному солдатскому строф по артикулу неп-
рестанно". С этих сборных учебных пунктов рекрутов
рассылали, куда требовалось, "на упалые места ", для по-
полнения старых полков и создания новых. Первый такой
общий набор был произведен в 1705 г.; он повторялся еже-
годно до 1709 г. К концу царствования Петра всех регу-
лярных войск, пехоты и конницы, числилось уже до 212
тысяч, да 110 тысяч казаков. Притом была создана новая
вооруженная сила, незнакомая древней Руси, - флот,
4.3. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
С началом северной войны азовская эскадра была заб-
рошена потом потеряно и само азовское море. Поэтому, все
усилия Петра обратились на создание балтийского флота.
Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь будет 80 боль-
ших кораблей, Спешно вербовали экипаж и в 1703 г. Лодей-
нопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая
русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу
царствования балтийский флот насчитывал в своем составе
48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких су-
дов с 28 тысячами экипажа.
Для управления, комплектования, обучения, содержания
и обмундирования этой регулярной армии был создан слож-
ный военно-административный механизм с коллегиями Воен-
ной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с гене-
рал-фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцеля-
рией под начальством генерал-провиантмейстера, с главным
комиссариатом под управлением генерал-кригскомиссара для
приема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачи
войску жалования и снабжения его оружием, обмундировани-
ем и лошадьми. Сюда надо еще прибавить генеральный штаб
во главе с генералитетом. Расходы на содержание армии
составляли 2/3 всего тогдашнего бюджета.
4.4. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ
Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом
военной истории России, если бы она не отпечаталась так
сильно на социальном и нравственном складе русского об-
щества и даже на ходе политических событий. Она требова-
ла средств для содержания преобразованных и дорогих воо-
руженных сил и особых мер по поддержанию их регулярного
строя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повин-
ность на неслужилые классы, сообщая новой армии
всесословный состав, изменяли установившиеся обществен-
ные соотношения. Дворянству, составлявшему основную
массу прежнего войска, приходилось занять новое служеб-
ное положение, когда в ряды преобразованной армии стали
его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и хо-
лопами своих господ, а такими же рядовыми, какими начи-
нали службу сами дворяне.
5. РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы
власти и управления и заменять их новыми. В результате к
концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая
система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной, и су-
дебной власти сосредоточилась в руках Петра, который
после завершения Северной войны получил титул императо-
ра. В 1711 г.был создан новый высший орган исполнитель-
ной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительны-
ми законодательными функциями. Он принципиально отли-
чался от своего предшественника - Боярской думы.
Члены совета назначались императором. В порядке осу-
ществления исполнительной власти Сенат издавал указы,
имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был
поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт-
роль за деятельностью всех правительственных учреждений.
Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока госу-
дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров,
назначаемых во все правительственные учреждения. В пер-
вой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась
система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязан-
ности фискалов входило донесение обо всех злоупотребле-
ниях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный
интерес".
Никак не соответствовали новым условиям и задачам
приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Воз-
никшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий,
Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.)
сильно различались по своему характеру и функциям.
Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили
друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго
задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг.
было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала опре-
деленной отраслью или сферой управления и подчинялась
Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная,
Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Ману-
фактур- и Берг-коллегии входил вопросы торговли и про
мышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-колле-
гия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизи-
он-коллегия контролировала поступления доходов, сбор по-
датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж-
дениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала граж-
данским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная
несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан
еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени-
ем; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов.
Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам,
которые входили в их ведение.
Кроме коллегий было создано известное число контор,
канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы-
ли также четко разграничены. Одни из них, например Ге-
рольдмейстерская контора, ведавшая службой и произ-
водством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная
канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле-
ниях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент,
Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись
одной из коллегий.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов
власти и управления на местах. Страна была разделена на
8 губерний, различавшихся по территории и количеству
населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии
своим размером мало отличались от современных областей,
а Московская губерния охватывала весь густонаселенный
центр, территорию современных Владимирской, Ивановской,
Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Ря-
занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи-
ла почти половина всего населения страны. В число губер-
ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и
Сибирская.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губерна-
тор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и
судебную власть. При губернаторе существовала губернская
канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор
подчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол-
легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоре-
чили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции,
число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во-
евода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь,
делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной кан-
целярией. Некоторое время в царствование Петра уездная
администрация была заменена на выборным земским комисса-
ром из местных дворян или отставных офицеров. Его функ-
ции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением
за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых
крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной
канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было пре-
доставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от
дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по-
душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро-
вавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей
и пресекали проявления недовольства и антифеодальные
выступления.
6. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
Роспись чинов 24 января 1722 г., Табель о рангах,
вводила новую классификацию служащего люда. Все новоуч-
режденные должности - все с иностранными названиями, ла-
тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены
по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и
придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или
классов: 6 обер-офицерских чинов - от прапорщика до ка-
питана в армии и от коллежского регистратора до титуляр-
ного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских -
от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора
до статского советника в гражданской службе; 3 гене-
ральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии и
от действительного статского советника до действительно-
го тайного советника в гражданской службе. Аналогичная
лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид-
ворной службе.
Этот учредительный акт реформированного русского чи-
новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и
выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро-
дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та-
бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по
себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку
никакого положения: людям знатной породы никакого поло-
жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не
покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдаш-
нему словотолкованию) не получат". Потомки русских и
иностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 ран-
гов (до майора и коллежского асессора включительно),
причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких
достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы бы-
ли". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к
дворянству, изменился генеалогический состав сословия.
7. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
Церковная реформа играла важную роль в утверждении
абсолютизма. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр зап-
ретил избирать ему преемника. Управление церковью пору-
чалось одному из митрополитов, выполнявшему функции
"местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патри-
аршество было ликвидировано, для управления церковью был
создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная
коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Фактическим главой
Духовной коллегии являлся обер-прокурор, назначаемый им-
ператором из числа высокопоставленных чиновников.
Сторонник петровских преобразований архиепископ Фео-
фан Прокопович написал "Духовный регламент", изданный
как законодательный акт. В нем обосновывалась церковная
реформа, определялись функции Синода по управлению цер-
ковью. Церковная реформа обозначала ликвидацию самостоя-
тельной роли церкви.
Параллельно с этим государство усилило контроль за
доходами церкви с монастырских крестьян, систематически
изымало значительную часть их на строительство флота,
содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых
монастырей, ограничивалось число монахов в существующих.
Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной ие-
рархии и черного духовенства и явились одной из главных
причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Это далеко не полный обзор преобразовательской дея-
тельности Петра, здесь не упомянуты ни меры по общест-
венному благоустройству и народному образованию, ни пе-
ремены в понятиях и нравах, вообще в духовной жизни на-
рода. Как было выше сказано, реформа по своему исходному
моменту была военно-финансовая. Но рассмотрение развития
России в первой четверти XVIII в. показывает масштабы
изменений, которые произошли за этот период. Значительно
выросла территория страны, после многих веков борьбы она
получила выход к морю, ликвидировав политическую и эко-
номическую изоляцию, вышла на международную арену и
превратилась в великую европейскую державу.