Эпоха царствования Екатерины II
Введение
годы жизни:1729-1796.
годы царствования:1762-1796.
Новый переворот был совершен, как и прежние,гвардейскими
дворянскими полками; он был направлен против императора,
заявившего очень резко свои национальные симпатии и лич
ные странности детски капризного характера.
Переворот 1762г.поставил на трон женщину не только умную
и с тактом,но и чрезвычайно талантливую,на редкость об
разованную,развитую и деятельную.
Императрица желала законности и порядка в управлении;зна
комство с делами показало ей,что беспорядок господствует
не только в частностях управления,но и в законах;её пред
шественники непрерывно заботились о приведении в система
тический кодекс всей громады отдельных законоположений,
накопившихся со времени Уложения 1649г.,и не могли сла
дить с этим делом.
Личные качества характера
Екатерина была,без сомнения,выше Петра| и никогда бы не сде-
лала известной его капитуляции при Пруте. Екатерина совоку-
пила в себе добрые качества Анны и Елизаветы с теми достоин-
ствовами,которые сделали её создательницею,чем самодержицею
своей Империи.Она никогда не пускалась на удачу,как Пётр Ве-
ликий,и ни в победах,ни в мире не имела ни одной неудачи.
(А.М.Грибоевский.Записки о императрице Екатерине Великой).
Екатерина была сторонницею самодержавной формы правления,ос-
нованной на законе и взаимном соблюдении монархом и поддан-
ными обязанностей в отношении друг друга.
Она была выдерженная,хорошо умеющая владеть собой,подавлять
вспышки гнева,поддержать беседу,одновременно терпелива к не-
достаткам людей,но непримерима к противникам,умела быть жес-
токой.Екатерина имела достаточно развитое чувство юмора,в её
переписке много язвительности и насмешливости.
Преобразовательная деятельность
Первые годы правления Екатерины были для неё трудным време-
нем.Сама она не знала текущих государственных дел и не име-
ла помошников: главный делец времени Елизаветы,П.И.Шувалов,
умер;способностям других старых вельмож она доверяла мало.
Один граф Н.И.Панин пользовался её доверием.При Екатерине
Панин стал заведовать внешними делами России.
Упорно трудясь,Екатерина провела первые годы своего царство-
вания в том,что знакомилась с Россией и с положением дел,
подбирала советников и укрепляла своё личное положение во
власти.Екатерина желала широкой законодательной реформой
поставить общественную жизнь России на общеевропейские
основания. Она не только хотела упорядочить законодатель-
ный материал,но стремилась создать новые законодательные
нормы,которые содействовали бы установлению порядка и закон-
ности в государстве.Она желала создать новое законодательст-
во,а не приводить старое в систему.Уже с 1765г.Екатерина
усидчиво принялась за изложение законодательных принципов и
работала,не говоря никому о содержании своего труда.Статьи,
заготовленные Екатериной,были её известным Наказом в его
первоначальной редакции.Свои принципы нового русского зако-
нодательства Екатерина установила на почве филосовско-публи-
цистических умствований современной ей европейской литерату-
ры.Итак,по мнению Екатерины,древняя Россия жила с чуждыми
нравами ,которые следовало переделать на европейский лад,по-
тому что Россия--страна европейская.Пётр начал эту переделку,
вводя европейские обычаи,и это ему удалось.Теперь Екатерина
продолжает это дело и вносит в русские законы общеевропейские
начала.Именно потому,что они европейские,они не могут быть
чуждыми России,хотя и могут такими показаться по своей новиз-
не.Екатерина отдала Наказ чиновникам,и они сократили всё,что
считали не нужным.В 1775г.были изданы "Учреждения для управ-
ления губерний".Вместо прежних 20 губерний,существовавших в
1766г.,по этим "учреждениям о губерниях" явилось к 1795г.уже
пятьдесят одна губерния.Прежде губернии делились на провин-
ции,а провинции--на уезды;теперь губернии делятся прямо на
уезды.Прежде областное деление производилось случайно, по-
чему и выходило так,что,например,Московская губерния имела
2230000 жителей,а Архангельская--только 438000,а между тем
численный штат администрации был приблизительно одинаков и
в той,м в другой губернии.Теперь же,при новом административ-
ном разделении,было принято за правило,чтобы в каждой губер-
нии было от 300 до 400 тысяч жителей,а в уезде от 20 до 30
тысяч.Екатерина стремилась увеличить силы администрации,
разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении
земские элементы.Законодательство о крестьянах времени Ека-
терины по-прежнему направлялось к дальнейшему ограничению
крестьянских прав и усилению власти над ним помещика.Во время
крестьянских волнений в 1765-1766гг.помещики получили право
ссылать своих крестьян не только на поселение в Сибирь(это
уже было ранее),но и на каторгу,"за дерзости" помещику.Поме-
щик во всякое время мог отдать крестьянина в солдаты,не до-
жидаясь времени рекрутского набора.Указом 1767г.крестьянам
было запрещено подавать какие бы то ни было жалобы на поме-
щиков.Во время царствования Екатерины была проведена секуля-
ризация церковных земель,выработка законодательства о сосло-
виях,судебная реформа,законодательное закрепление частной
собственности,мероприятия по расширению торговли и предпрени-
мательства,введение бумажных денег.
Внешнеполитическая деятельность
В внешней политике Екатерина|| была прямой последовательницей
Петра|.Она сумела понять коренные задачи внешней русской по-
литики и сумела завершить то,к чему стремились веками мос-
ковские государи.Россия при Екатерине вела войны с Турцией,
Швецией,участвовала в трёх разделах Польши и вследствие этого
присоединила к себе все русские области кроме Галиции,завоева-
ла Крым,значительные территории в Белоруссии,Литве,западной Ук-
раине,Курляндии.Вступая на престол Екатерина застала конец Се-
милетней войны в Европе,а в России--охлаждение к Австрии и
сближение с Пруссией,наконец,приготовление к войне с Данией,
сделанные Петром|||.Прекратив их и сохранив нейтралитет в Се-
милетней войне,Екатерина уничтожила прусское влияние при рус-
ском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и
дипломатических обязательств.Но положение дел заставило Екате-
рину связать себя союзом с Пруссией,воевать в Польше и принять
войну с Турцией,объявленную вследствие интриг Франции.Такова
была основная внешнеполитическая деятельность Екатерины||.
Культура и искусство
Екатерина|| внесла существенный вклад в развитие культуры и
искусства в России.Сама она получила прекрасное домашнее об-
разование:обучение иностранным языкам,танцам,политической
истории,философии,экономики,права и считалась умной и обра-
зованной женщиной.При Екатерине была создана Российская Ака-
демия,Вольное экономическое общество,основано множество жур-
налов,создана система народного образования,основание Эрми-
тажа,открытие публичных театров,появление русской оперы,рас-
цвет живописи.
Заключение
Историческое значение деятельности Екатерины|| определяется
на основании того,что было сказано в реферате об отдельных
сторонах екатерининской политики.
Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно вели-
ко именно потому,что в эту эпоху были подведены итоги педы-
дущей истории,завершились исторические процессы,раньше раз-
вивавшиеся.Эта способность Екатерины доводить до конца,до
полного разрешения те вопросы,какие ей ставила история,зас-
тавляет всех признать в ней первостепенного исторического
деятеля,независимо от её личных ошибок и слабостей.
Использованная литература
С.Ф.Платонов "Лекции по русской истории".
журнал "Родина" номер 1 за 1993год.
Источник: http://www.coolsoch.ru/arh/history/arh/30.htm |