Биография Оноре де Бальзака
|
| |
|
|
БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, - 18.8.1850, Париж), французский писатель.
Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником,
изменил фамилию, т. к. считал её плебейской. Бальзак учился в
Вандомском коллеже, в Парижской школе права, одновременно практикуясь в
нотариальной конторе. В
юности считал своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию
литератора, не делал различия между понятиями "художник" и "философ".
Испытал сильное влияние материализма французских просветителей. Около
1832 Бальзак пришёл к легитимизму, родившемуся из беспощадной критики
господствующих буржуазных отношений. Монархия для Бальзака - форма
твёрдой государственной власти, которая может обуздать буржуазный
эгоизм и способствовать экономическому и моральному прогрессу, а
католическая религия - лекарство против того же эгоизма. Бальзак
дважды выдвигал свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза (в
1832 и 1848) не прошёл. Дважды потерпел неудачу на выборах во
Французскую академию (январь 1849). С 1832 началась переписка Бальзака
с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843
в Петербург, в 1847 и 1848 на Украину), брак с которой состоялся за 5
месяцев до его смерти. В 1822-25 Бальзак опубликовал под разными
псевдонимами 8 романов ("Жан-Луи" и др.) с нагромождением всякого рода
приключений, но и с правдивыми зарисовками. Главные литературные
учителя Бальзака - Ф. Рабле, Мольер, В. Скотт. Роман "Шагреневая
кожа" (1830-31) Бальзак назвал "отправным началом " своего дела.
Сочетая романтическую образность, символику и яркую живописность с
трезвым анализом, Бальзак запечатлел атмосферу Парижа после революции
1830; убийца-банкир управляет общественным мнением с помощью продажной
прессы; господство буржуазного эгоизма уничтожило убеждения и
верования. Молодой Рафаэль де Валантен, изменяя самому себе, сохраняет,
однако, презрение к хозяевам жизни. Бальзак рисует сложную натуру
современного ему человека, трагизм страсти, мир науки, ускоренное
сгорание жизни. В 1834 у Бальзака возник замысел связать общими
героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в
эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею
всеобщих взаимозависимостей в мире, Бальзак задумал всеобъемлющее
художественное исследование французского общества и человека.
Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18
в., современные Бальзаку естественно-научные теории, своеобразно
переплавленные элементы мистических учений. В "Человеческой комедии"
три раздела. I. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены
провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической
жизни; 5)сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские
этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали,
восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к
"Человеческой комедии", Собр. соч., т. 1, М., I960). В "Человеческую
комедию" вошло 90 произведений. Источники
драматизма "Человеческой комедии" - в драматическом характере эпохи и
человеческого существования. Зависимость личности от общества и истории
Бальзак понял как ни один писатель до него. Бальзак рисует
аристократию, теряющую ореол и честь на выучке у "вульгарного денежного
выскочки" (Максим де Трай, Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев
лицом к лицу с их жертвами; узаконенные грабежи, предательства, грязные
махинации, на почве которых возникают крупные состояния: "Гобсек"
(1830), "Евгения Гранде" (1833), "Банкирский дом Нусингена" (1838),
"Крестьяне" (1844), "Кузен Понс" (1846-47) и др.; выбор для молодого
человека между гибелью, прозябанием и нравственным падением (Растиньяк,
Люсьен дю Рюбампре, Маркас); проституирование искусства ("Утраченные
иллюзии", 1837-43, "Дочь Евы", 1838); трагедию учёного, изобретателя;
бесчисленные трагедии, порождённые господством принципа купли-продажи в
семейных и личных отношениях. Типичные конфликты на почве
"всемогущества, всеведения, всеблагости денег" (Бальзак О., Собр. соч.,
т. 12, М., 1960, с. 304) получают в "Человеческой комедии" выражение
крайнее, свидетельствующее о замечательном понимании реальных отношений
(см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1,
с. 46). Бальзак впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета
борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения.
Бальзак дал историю французского общества, из которой Ф. Энгельс
"...узнал больше..., чем из книг всех специалистов - историков,
экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых" (там же, т. 37,
с. 36). Бальзак вскрывает материальные интересы в основе политики,
государственной власти, законов. При этом трезвость Бальзака никогда не
переходит в натуралистический фатализм. В "Человеческой комедии"
раскрываются высокие основы содружества ("Утраченные иллюзии"), доброта
(Буржа - "Обедня безбожника" и др.), цельность характера (Шабер -
"Полковник Шабер"), героизм (Гогла - "Сельский врач"), справедливость
(Низрон - "Крестьяне"), стойкость духа (Давид Сешар - "Утраченные
иллюзии", Жерар -"Сельский священник"), взаимная преданность (Понс и
Шмуке - "Кузен Понс"), самоотверженность и душевная чистота (Евгения
Гранде - одноименный роман, Жозефина Клаас - "Поиски абсолюта"). В
"Человеческой комедии" действует отряд искателей - республиканец
Кретьен, учёный Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор
Гамбара. Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и
творчестве. Но, в отличие от романтиков, Бальзак не абсолютизирует
трагизм исканий и ищет (часто - вооружаясь иронией) условий для
плодотворного творчества ("Неведомый шедевр", 1831, нов. ред. 1837, и
др. филос. этюды). В центре философских и художественных интересов
Бальзака - духовные силы человека как высшая ценность. Герои
Бальзака наделены типичными качествами в особой концентрации - при
повышенной интеллектуальности, страстности, воле. Гобсек - "философ
ростовщичества", Горио - "Христос отцовской любви", Вотрен - "Наполеон
каторги", Растиньяк - "виртуоз" в искусстве карьеры. Эти имена стали
нарицательными. Бальзак считал художественное преувеличение законом,
вытекающим из природы художественного познания и читательского
восприятия ("...всякий типический персонаж становится грандиозным
именно в силу своей типичности" - Собр. соч., т. 24, М., 1960, с.
222-23). При резкой определённости ведущей черты характера у
многих героев Бальзака образы остаются сложными, неисчерпаемыми. С
течением времени буржуа в книгах Бальзака становятся более
прозаическими (от Гобсека - к Бовине - "Комедианты неведомо для себя").
Для Бальзака характерна обстоятельная подготовка драмы с описаниями
места, среды, биографиями героев в историческом разрезе (напр., Феликс
Гранде) для социальной, исторической, психологической мотивировки
действия; стремительное развитие событий; множество глубоко сплетённых
линий действия, особенно в поздних романах. Бальзак опубликовал 5
пьес, в т. ч. "Мачеха" (1848). Его "Озорные рассказы"(1832-37) в духе
Рабле и французского народного творчества - своеобразный памятник
гуманистической мысли Бальзака в национальных традициях французского
искусства. В России творчество Бальзака стало известно уже с начала
30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский,
А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский
и М. Горький, на которых он оказал значительное влияние. В 1896-99
появилось первое собрание сочинений Бальзака в 20 томах. Чрезвычайно
популярным стал Бальзак в Советском Союзе: вышло три издания его
собраний сочинений (1-е изд., т. 1-20, 1933-47). Советское
литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского
реализма, как одной из вершин мировой литературы.
Соч.:
(Euvres completes, v. 1 - 28, P., 1956 - 63; Correspondance, t. 1 - 4,
P., 1960 - 1966; Lettres a L'etrangere, t. 1 - 4, P., 1899 - 1950;
Lettres a Madame Hanska, t. 1, P., 1967; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1
- 24, М., 1960; Бальзак об искусстве, сост. В. Р. Гриб, М.- Л., 1941. Лит.:
К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1 - 2, М., 1957; Горький М.,
Собр. соч. в 30 тт., М., 1949 -55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман
Л., Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31 - 32, М.,
1937; Реи зов Б., Творчество Бальзака, Л., 1939; его же, Бальзак, Л.,
1960; Гриб В., Избр. работы, М., 1956; Обломиевский Д., Бальзак. Этапы
творческого пути, М., 1961; Резник Р., Философские взгляды Бальзака,
"Вопросы литературы", 1961, № 7; её же, Бальзак и "бальзаковские"
шаблоны, там же, 1966, № 4; Чичерин А., О. Бальзак, в кн.: Писатели
Франции, М., 1964; Моруа А., Прометей, или Жизнь Бальзака, пер. с
франц., М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967;
Паевская А. и Данченко В., О. де Бальзак. Библиография русских
переводов и критической литературы на русском языке, 1830-1964, М.,
1965. Большая Советская Энциклопедия
Источник: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BAL%27ZAK_Onore_de/_Bal%27zak_O._de.html |