Родился
в семье небогатого чиновника. 10 лет провёл в закрытых военных учебных
заведениях, 4 года служил в пехотном полку в Подольской губернии.
В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному
труду (начал печататься в 1889 году). Ездил по стране, преимущественно
по югу России, переменил множество профессий.
С
1901 года жил в Петербурге. В 1899 году познакомился с Антоном Чеховым,
в 1902 году - с Максимом Горьким и группой писателей-"знаньевцев".
В
1905 году опубликовал в сборнике "Знание" лучшее своё
произведение - роман "Поединок". В годы реакции, после
поражения Революции 1905-1907 годов, пережил творческий спад.
Осенью
1919 года Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими
войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу,
где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные
материальные лишения и острую тоску по России.
Весной
1937 года, тяжело больной, вернулся на родину.
Наиболее
плодотворно творчество Куприна доэмигрантской поры, особенно
в период общественного подъёма до и во время Революции 1905-1907
годов.
В
историю отечественной литературы вошёл как автор повестей и романов:
"Молох" (1896), "Олеся" (1898), "Поединок"
(1905), "Яма" (1-я часть 1909, 2-я часть 1914-1915), а
также как крупный мастер рассказа: "В цирке", "Болото"
(оба - 1902), "Трус", "Конокрады" (оба - 1903),
"Мирное житие", "Корь" (оба - 1904), "Штабс-капитан
Рыбников" (1906), "Гамбринус", "Изумруд"
(оба - 1907), "Суламифь" (1908), "Гранатовый браслет"
(1911), "Листригоны" (1907-1911), "Чёрная молния",
"Анафема" (оба - 1913) и др.
В
эмигрантский период написаны повести "Юнкера" (1928-1932)
и"Жанета" (1932-1933), нескольких очерков и рассказов
(последние - преимущественно по воспоминаниям). Куприн принадлежал
к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений
острогражданственны и злободневны: "Молох" - резкое обличение
буржуазного "прогресса"; "Поединок" разоблачает
царскую армию; "Яма" - попытка помочь современному обществу
изжить язву проституции.
В
творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и, особенно,
Льва Толстого.
Художник
правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам
видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством
к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно
"средний" русский интеллигент - труженик, человек сердечный,
совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место
в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей
из народа.
Писатель
склонен к изображению психологии "групповой", "профессиональной",
устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая
сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых
писателей и в наши дни.
Многие
его произведения инсценированы и экранизированы; переведены
на ряд иностранных языков.
|