Лекция № 2. Фонетика – наука о материальной стороне языка
Термин «фонетика» происходит от греч. слова phōnē– «звук» или «phonetikos»
– «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику
иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи».
Но
такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика
изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка,
например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации.
Поэтому общее определение должно быть широким.
Фонетика –
это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования
звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке,
их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но
основной частью фонетики является учение о звуках.
В
зависимости от целей исследования различаются, с одной стороны – общая
и частная фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и
сравнительная (сопоставительная).
Так, общая фонетика
рассматривает общие, вопросы, связанные со звуковой стороной языка:
природу языковых явлений, общие условия образования звуков речи,
закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока.
Частная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка (например, фонетика русского, французского и др. языков).
Общая
и частная фонетики теснейшим образом связаны и предполагают друг друга.
Общая фонетика основывается на фактах многих языков. Частная фонетика
может рассматривать факты какого-то языка на определенном этапе его
развития – в этом случае мы имеем дело с описательной фонетикой
(чаще всего объектом описания служит современное состояние языка).
Частная фонетика может прослеживать и развитие каких-либо явлений на
протяжении более или менее длительного периода времени – в этом случае
мы имеет дело с исторической фонетикой.
Историческая
фонетика исследует изменения в звуковой стороне языка и объясняет
фонетические особенности современного состояния языка историческими
причинами.
Для
более глубокого объяснения фактов истории языка нередко бывает
необходимо обратиться к материалу других, родственных языков. В этом
случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к.
сравниваются факты разных языков. Это сопоставительная фонетика. Она тесно связана с исторической.
Предметом нашего изучения является описательная фонетика современного русского литературного языка.
В фонетике выделяются следующие разделы:
1. собственно фонетика, изучающая звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическую членимость речи;
2. фонология, изучающая функциональную сторону звуков речи, фонемы и их систему;
3. орфоэпия (греч. orthos – правильный, еpos – слово), изучающая нормы современного русского литературного произношения;
4. графика (греч. grafo- пишу), которая знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками;
5. орфография
– совокупность правил, определяющих написание слов. Она знакомит с
основным принципом русского написания – морфологическим, фонетическим,
традиционным, дифференцирующим.
Любое
речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане
выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения,
который облекается в звуковую материальную оболочку.
Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.
Сегментные единицы
языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так
потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу,
одновременно произнести два звука.
Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.
Главное
их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от
материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти
материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому
суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и
звуки, участвуют в различении слов, предложений.
Ср.: му́ка – мука́ , о́́рган – орга́н (от места ударения зависит смысл слова).
Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр.― Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).
Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах:
1) с акустической стороны,
когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух,
как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;
2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;
3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.
Исследование
звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением
звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.
Фонетика
и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы
языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой
стороне языка.
Фонетика
и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить
их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.
Таким
образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой
стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.
Фонетика обуславливает многие орфографические правила (приставки на -з, -с; ы – и
после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление
алфавитов (для звукового письма). Фонетический разбор служит восприятию
правильного произношения.
Вопросы
1. Что изучает фонетика?
2. Назовите основные единицы звуковой материальной оболочки языка.
3. Что такое звук речи?
4. Назовите три уровня звуковой материи языка.
5. Назовите два аспекта изучения звуковой материи языка.
Опорные слова и словосочетания: фонетика;
фонетика общая, частная, описательная, сравнительная, сопоставительная,
историческая; сегментные и суперсегментные единицы; звуки речи;
фонология.
Литература
1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч-1. М., «Просвещение», 1987.
2. Современный русский литературный язык. Под редакцией Н.М. Шанского, Л., 1988.
3. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., «Высшая школа», 1970.
4. Ковалев В.П., Л.И.Минина Л.И. «Современный русский литературный язык», Часть 1. М., «Просвещение», 1979.
5. Современный русский язык. Под общей редакцией Л.А. Новикова. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, «Лань», 2003.
Источник: http://morfema.ru/publ/15-1-0-2 |