Звуки речи -
это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы. Они могут
быть описаны в трех аспектах: с акустической, артикуляционной и
функциональной (смыслоразличительной) стороны.
Акустическая классификация строится на звуковых (акустических) признаках. К акустическим признакам звука относятся звучность, сила и высота.
По звучности различают вокальные и невокальные звуки. Вокальными являются гласные и сонорные согласные, а невокальные – шумные согласные.
По силе звуки делятся на консонантные и неконсонантные.
Консонантные – это слабые звуки, к ним относятся все согласные, а
неконсонантные звуки – это сильные звуки, к ним относятся все гласные.
По высоте звуки делятся на высокие и низкие.
К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также
переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все
остальные гласные и согласные звуки.
Так, например, звук [о] - вокальный, неконсонантный, сильный, низкий, а звук [д] – невокальный, консонантный, слабый, высокий.
Артикуляционная классификация рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.
Артикуляция – это работа органов речи: легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.
Артикуляция состоит их трех моментов: экскурсии, выдержки и рекурсии.
Экскурсия – это начальный момент, когда органы речи готовятся к произношению.
Выдержка, или центральный момент, - это момент произношения звука, его звучания.
Рекурсия – заключительный момент, когда органы речи завершают произношение.
При
артикуляции гласных звуков активную роль играют язык и губы. В
артикуляции согласных звуков участвуют не только язык и губы, но и
небо. Например, звук [у] образуется посредством губ (они округлены), а звук [р] – вибрацией кончика языка.
Функциональная (смыслоразличительная) классификация заключается
в том, что звук может различать звуковые оболочки слов и их форм.
Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается
смысл слова, называются фонемами. Например, звуковые оболочки слов лом, сом, ром, дом различаются фонемами <л>, <с>, <р>, <д>, а слова вол, вал- фонемами <о>, <а>.
Все звуки традиционно делятся на два основных разряда: гласные и согласные.
Деление
на гласные и согласные напрямую связано с особенностями произношения и
причисление звука к той или иной группе зависит от того, какие
произносительные органы и как участвуют в его образовании.
Гласные и согласные звуки отличаются рядом особенностей:
1) акустикой: гласные образуются только голосом; согласные – либо сочетанием голоса и шума; либо только шумом;
2) артикуляцией:
при образовании гласных органы речи не создают преграды, поэтому воздух
свободно проходит в полость рта; при образовании согласных органами
речи создается преграда;
3) со смыслоразличительной стороны согласные обладают бо́льшими различительными особенностями, нежели гласные; например, если в слове рукав при произношении опустим сначала согласные (р, к, в), а потом гласные (у, а), то очевидно, что по согласным можно угадать слово, а по гласным – нельзя.
В.А.Богородицкий называл гласные «рто-раскрывателями», а согласные – «рто-смыкателями».
Вопросы:
1. Назовите типы классификаций звуков речи.
2. Что такое артикуляционная классификация звуков?
3. Что такое акустическая классификация звуков?
4. На чём строится функциональная классификация звуков русского языка?
5. Что такое гласные звуки и как они образуются?
6. Что такое согласные звуки и как они образуются?
7. Укажите, чем отличаются согласные звуки от гласных.
Опорные слова и словосочетания: звуки речи, акустическая сторона, артикуляция, смыслоразличительная функция.
Гласные звуки русского языка
Гласные звуки –
это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не
встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане
характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.
При
произношении гласных форма и объем полости рта могут изменяться. Эти
изменения зависят от участия или неучастия губ и движения языка по
вертикали (степень подъема спинки языка) и горизонтали (место подъема
спинки языка).
По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – губа), – [о], [у] и гласные неогубленные, или нелабиализованные, – [и], [э], [ы], [а].
При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются вперед. В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного участия не принимают. Звук [о] отличается от [у]
меньшей степенью вытягивания и округления губ. Это легко можно заметить
по мышечным ощущениям, произнося подряд, например, звуки [а] – [о] – [у].
По степени подъема спинки языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема. При образовании гласных верхнего подъема, к которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени.
Образование гласного нижнего подъема, каким в русском языке является звук [а], характеризуется минимальным подъемом языка.
Гласные среднего подъема, в состав которых входят звуки [э], [о], по степени подъема языка занимают промежуточное положение между гласными верхнего и нижнего подъема.
Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося подряд, например, звуки [у]– [о] – [а].
По месту подъема спинки языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда.
При образовании гласных переднего ряда, к которым относятся звуки [и], [э], передняя часть спинки языка движется к твердому небу.
Образование гласных заднего ряда – это звуки [у], [о] – происходит при движении задней части спинки языка к мягкому небу.
Гласные среднего ряда [ы], [а] по месту подъема языка занимают промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда.
Чтобы
убедиться в том, что при образовании гласных переднего, среднего и
заднего ряда язык артикулирует разными частями, можно произнести
подряд, например, звуки [и] – [ы] – [у].
Итак, в зависимости от артикуляции в русском языке отчетливо воспринимаются на слух шесть различных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Вопросы:
1. Как классифицируются гласные звуки по ряду?
2. Как классифицируются гласные звуки по подъему?
3. Как классифицируются гласные звуки по участию губ?
4. Как можно представить наглядно общую классификацию гласных звуков?
Опорные слова и словосочетания: гласные
звуки; лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные)
звуки; подъем; ряд; подъем верхний, средний, нижний; ряд передний,
средний, задний.
Согласные звуки русского языка
Звуки
речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые
образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха
встречает различные преграды, называются согласными.
В
составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц,
каждая из которых в определенной позиции способна выполнять
смыслоразличительную функцию:
1) [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'];
2) [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'];
3) [х], [х'], [ж], [ш], [ц];
4) [ч'], [ j ];
5) [ш̅'], [ж̅'].
Классификация
согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В
современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким
классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):
1) по участию голоса и шума;
2) по месту образования;
3) по способу образования;
4) по наличию или отсутствию палатализации ("смягчения", от лат. palatum – небо).
По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные (от латинского sonorus – звучные) и шумные.
Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [ j ].
Шумные согласные
характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако
есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но
при некотором участии голоса. Среди шумных различаются шумные глухие и
шумные звонкие.
Шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж], [ ж̅' ].
Шумные глухие
образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их
голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском
языке к ним относятся: [к], [к'], [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х], [ц], [ч'], [ш], [ ш̅' ].
Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б]
– [п], [б'] – [п'], [в] – [ф], [в'] – [ф'], [д] – [т], [д'] – [т'], [з]
– [с], [з'] – [с'], [ж] – [ш], [г] – [к], [г'] – [к']; не имеют парных звонких глухие согласные [ ш̅' ], [ц], [х], [х'], [ч'].
По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования.
1. По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.
а) Губные согласные,
при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и
верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б'], [п'], [м']) и губно-зубные ([в], [в'], [ф], [ф']).
При
образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а
пассивным – или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы
(губно-зубные звуки).
б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.
В русском языке к переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д'], [т'], [н'], [з'], [с'], [л'], а также [ц], [ч'], [ш], [ ш̅' ], [ ж̅' ].
В составе переднеязычных выделяются:
1) зубные: [т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [н], [н'], [л], [л'];
2) небно-зубные: [ш], [ ш̅' ], [ж], [ ж̅' ], [р], [р'], [ч'].
Разделение
переднеязычных звуков на зубные и небно-зубные производится с учетом
пассивного органа. Таким пассивным органом служат в данном случае или
верхние зубы, или основание верхних зубов.
Язычные
звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные
образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный – при
участии средней части спинки языка; заднеязычные – при участии задней
части спинки языка.
К среднеязычному звуку относится только [j].
Заднеязычные звуки – это [г], [к], [х], [г'], [к'], [х'].
2. По способу образования шума согласные делятся на:
А) Взрывные (смычные), при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б'], [п'], [д'], [т'], [г'], [к'].
Б) Щелевые (фрикативные), при
произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате
чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные
иначе называют спирантами (от латинского spiro – дышу). В русском языке это – [в], [в'], [ф], [ф'], [з], [з'], [с], [с'], [ж], [ ж̅' ], [ш], [ ш̅' ], [х].
В) Аффрикаты при
произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду,
которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель.
При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч'] и [ц]. При произношении звуков [ч'] и [ц]
необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели.
Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью нёба (при звуке [ч']),
затем воздух с легким взрывам размыкает органы речи, отчего образуется
щель, через которую воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч'] – из слитых вместе мягких звуков [т'] и [ ш̅' ].
Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие, при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р'].
Д) Смычно-проходные согласные,
при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не
прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это
звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н']. Так, при образовании звуков [л] и [л']
передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми
краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит
воздух. Поэтому звуки [л] и [л'] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м'] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н']
язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не образуется, так как
воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому
звуки [м], [м'], [н], [н'] называются носовыми.
3. Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости: [б]
– [б'], [п] – [п'], [в] – [в'], [ф] – [ф'], [д] – [д'], [т] – [т'], [л]
- [л'], [м] – [м'], [н] – [н'], [р] – [р'], [с] – [с'], [г] – [г'],
[х] – [х'], [к] – [к']: [но́с] – [н'о́с] – нос – нёс; [во́с] – [в'о́с] – воз – вёз; [ра́т] – [р'ат] – рад – ряд; [ста́л] – [ста́л'] – стал – сталь; [да́л] – [да́л'] – дал – даль; [бра́т] – [бра́т'] – брат – брать.
При
образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению
прибавляется сопутствующее ему дополнительное движение органов речи:
средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому нёбу, как при
звуке [j], вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое мы условно называем мягкостью. Не имеют пар и являются только твердыми: [ж], [ш], [ц], только мягкими: [ ж̅' ], [ ш̅' ], [ч'], [j].
Вопросы:
1. Как классифицируются согласные звуки по участию голоса и шума?
2. Как классифицируются согласные звуки по месту образования шума?
3. Как классифицируются согласные звуки по способу образования шума?
4. Как классифицируются согласные звуки по мягкости и твердости?
5. Как можно представить наглядно классификацию согласных звуков?
Опорные слова и словосочетания: согласные
звуки; сонорные, шумные; звонкие, глухие; место образования, губные
язычные; способ образования, взрывные, щелевые, аффрикаты, дрожащие,
смычно-проходные; твердые и мягкие согласные.
Литература
1. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч-1., Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М., «Просвещение», 1987.
2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., «Высшая школа», 1970.
3. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Москва, «высшая школа», 1981.
4. Ковалев В.П., Минина Л.И. Современный русский литературный язык, Часть 1. М., «Просвещение», 1979.
5. Современный русский язык. Под общей редакцией Л.А. Новикова. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, «Лань», 2003. |