Мифы древней Греции
|
Зевс, глава
древнегреческого пантеона богов |
Древнегреческое общество прошло
долгий путь развития от самого темного, архаического
периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых
выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с
развитием общества.
Доолимпийский этап развития мифов
пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал
себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир
представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором
действовали неуправляемые, страшные для человека стихии.
Главной действующей силой природы мыслилась земля, все
порождающая и всему дающая начало. Земля порождала
чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу.
Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" -
|
Рождение богини Афины - роспись
на чернофигурной вазе |
сторукие
чудища, пугавшие воображение человека. Таков
многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богини Эринии -
старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных
волосах. В этот же период появились и кровожадный пес
Кербер, и лернейская гидра, и химера с тремя головами.
Окружающий мир пугал человека, представлялся ему
враждебным, заставлял прятаться и искать спасения.
|
Дионис - бог
растительных сил природы. Мозаика. |
Божества доолимпийского периода были
далеки от тех идеальных изваяний, которые представляются
нам при слове "греческая мифологий". Идея божества
(по-гречески - демона) была еще неотделена от предмета,
который мыслился его олицетворением. Например, в городе
Сикионе (Пелопоннес) Зевса изначально почитали в виде
каменной пирамиды. В городе Феспии (Беотия) Геру
представляли в виде обрубка древесного ствола, а на
острове Самос - в виде доски. Богиня Лето была
представлена необработанным поленом.
|
Артемида - богиня-охотница и
сестра Аполлона. Статуя из Лувра. |
Однако развитие древнегреческого общества не стояло на
месте. Подъем хозяйственной деятельности укрепил веру
человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на
окружающий мир. Период к патриархату породил новый вид
мифологического персонажа - знаменитого древнегреческого
героя, победителя чудовищ и основателя государств. Один
из самых значительных мифоф этого периода - победа
солнечного бога Аполлона над змеем Тифоном. Герой Кадм
убивает дракона и на месте победы основывает город Фивы.
Персей побеждает страшное хтоническое чудовище Медузу,
один взгляд которой превращал людей в камни. Беллерофонт
избавляет людей от Химеры, а Мелеагр - от калидонского
вепря. И, наконец, наступает самый яркий период борьбы
человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а
теперь становящимся пригодным для обитания. Геракл, сын
Зевса, совершает свои двенадцать подвигов и окончательно
дарует людям этот мир.
|
Похищение Европы
Зевсом |
Героический период древнегреческой
мифологии представлен двумя выдающимися эпическими
произведениями, лежащими в основе всей современной
европейской литературы - "Илиадой" и "Одиссеей". В них
ярко описаны подвиги героев, совершенные во время
многолетней войны между ахейцами-греками и жителями
города Трои, стоявшего на азиатском побережье пролива
Геллеспонт.
По мнению современных исследователей,
Троянская война произошла в XIII веке до нашей эры.
Вскоре после этого на Балканский полуостров вторглись
северные племена дорийцев, уничтожившие Крито-Микенскую
цивилизацию. Несколько
|
Три Грации. Скульптура из
Эрмитажа. |
столетий спустя греческая
цивилизация возродилась, и к V веку до нашей эры
достигла расцвета. Именно этот период развития
древнегреческого общества считается классическим, именно
от этого периода до нас дошли произведения искусства,
изображающие богов и богинь как внешне совершенных,
безупречных существ.
|
Богиня Геба.
Скульптура из слоновой кости |
Мифологические воззрения древнего
мира продолжали развиваться и изменяться. Греция
переживала наплыв восточных культов, сами греческие мифы
подвергались различным философским и поэтическим
толкованиям. Приход христианства положил конец почитанию
божеств, однако сами древнегреческие мифы, образы
древних божеств и рассказы о них продолжали бытовать в
Средневековье и продолжают привлекать к себе внимание и
в наши дни.
Источник: http://www.mythology.ru/prima.htm |