|
Праздник летнего
солнцестояния у древних скандинавов |
Как
и остальные
народы древности, живущие
родоплеменным строем, древние
германцы были разделены на
различные племена. Это приводило
к значительной разнице в их
верованиях, в составе племенных
божеств, в степени влияние на их
воззрения соседей.
Древнегерманскую
мифологию можно разделить на две
большие части - мифологию
континентальных германцев и
мифологию северных,
скандинавских стран.
Континентальные германцы уже с
самых ранних времен подверглись
влиянию своих ближайших соседей
- римлян, а также кельтов.
Начавшаяся христианизация
Европы также затронула их
первыми. По этой причине
самобытная германская мифология
лучше и дольше сохранялась у
северных скандинавов, удаленных
от посторонних влияний. Именно
северогерманская мифология
дошла до наших времен,
сохраненная двумя выдающимися
памятниками европейской
литературы - так называемыми "Старшей"
и "Младшей Эддой". Первая из
них представляет собой сборник
поэтических гимнов, вторая
написана прозой и принадлежит
перу одного автора - исландского
скальда Снорри Стурлусона,
жившего в XIII веке.
|
Верховный бог скандинавов Один
верхом на своем коне Слейпнире. Каменный рисунок
VII века. |
Мифология скандинавских народов были близка к мифам славян,
которые были связаны со скандинавами тесными узами. Хотя прямого соответствия
между богами и мифологическими сюжетами славян и Эдды нет, но в культе и
народных праздниках этих близких географически народов прослеживалось много
общего. И те, и другие народы праздновали схожие календарные праздники,
например, праздники летнего и зимнего солнцестояния.
Рождение мира и пантеон богов
|
Страж богов Хеймдалль и
богиня любви Фрейя |
В
начале
была только мировая бездна
Гинунгагап, заполненная мраком и
пустотой. В этой бездне родился
двуполый великан Имир, давший
начало миру. Боги рассекли его
тело на части и создали из них
землю, воду и небо. Затем трое
великих богов - Один, Лодур и
Хёнир - подняли со дна мирового
океана сушу, обустроили ее и
вдохнули жизнь в первых людей.
Так было положено начало
существующему порядку вещей.
Главные
боги скандинавского пантеона -
Один, Тор, Фрейр, Локи, Хеймдалль,
Тюр, Ньерд отличаются
разнообразными функциями и
характерами. Богини - Фригг,
Фрейя, Идунн, Сив также обладают
индивидуальными чертами.
Например, Сив отличается
золотыми волосами, выкованными
для нее карликами-цвергами.
Тор
|
Бог Тор
верхом на своей колеснице, запряженной двумя
козлами, сражается с великанами-ётунами |
С
каждым из
божеств связан целый цикл мифов.
Наибольшее внимание
воинственных викингов
привлекали сказания о борьбе
бога-богатыря Тора с чудовищами-ётунами,
живущими в демонической стране
Ётунхейме. Тор изображается
рыжебородым воителем,
вооруженным молотом Мьёлльниром.
Он ездит на повозке, запряженной
двумя необыкновенными козлами -
Тангниостром и Тангрисниром.
Каждый вечер Тор убивает своих
козлов и жарит их мясо себе на
ужин, а утром возвращает их к
жизни и продолжает свой путь.
Большинство
сюжетов, связанных с Тором,
повествуют о его борьбе с
ётунами. Однажды великан Трюм
похитил его сакральное оружие -
молот Мьелльнир. Тогда Тор
вместе с самым хитрым и
изворотливым из богов, Локи,
отправился в логово своих врагов.
Боги переоделись в женщин, чтобы
их не узнали, и предстали перед
великанами в облике их невест. На
свадебном пиру Тор потребовал
молот, и как только он оказался в
его руках, перебил великанов.
В
другой раз великаны подвергли
Тора испытаниям: они предложили
ему выпить рог, наполненный
водой, побороть противника по
имени Элли, поднять над землей
кошку. Его спутникам - Локи и
Тьяльви, они предложили
состязания в беге с Хуги и в еде с
Логи. Тор, обычно отличающийся
огромной силой и аппетитом, не
смог справиться с заданием, а его
спутники уступили соперникам.
Лишь после провала выяснилось,
что боги, сами не зная того,
находились под воздействием чар.
В роге была заключена вода всего
мирового океана, Элли Тор не смог
побороть, потому что Элли - это
старость, а кошка, которую он
пытался поднять - это мировой
змей Ермунганд, опоясывающий
своим телом всю сушу. Тьяльви не
смог обогнать Хуги, потому что
Хуги - это мысль, а Локи уступил
Логи в скорости еды, потому что
состязался, как выяснилось, с
огнем.
Другой
популярнейших мотив, связанный с
Тором - это его так называемая
"рыбная ловля". В мифах Тор
предстает противником страшного
мирового чудовища - змея
Ермунганда. Тор пытается выудить
его из воды, но сделать это
отнюдь не легко - ведь для этого
нужно почти что перевернуть мир.
Этот мотив пользовался у древних
скандинавов особенной
популярностью.
Один
Главное
божество скандинавов, глава
северогерманского пантеона -
могущественный и загадочный бог
Один. Один распределяет победы и
поражения викингов, когда те
сражаются. Павших в битве воинов
он принимает в Вальгалле -
чертоге убитых, где воины
проводят время в пирах и
сражениях. Время от времени Один
выводит своих подданных на охоту
и мчится вместе с ними по небу -
этот сюжет дал начало так
называемой "Дикой охоте" -
поверью, широко
распространенному по всей
Европе в Средние века.
Локи
Другой
интереснейший персонаж
скандинавской мифологии - бог-обманщик
Локи. Это самый коварный и
изворотливый из всех богов,
который в своих интересах часто
подводит своих собратьев, но
иногда и помогает им.
|
Богиня Идунн с чудесными
золотыми яблоками, дарующими богам молодость.
Скульптура. |
Однажды,
во время странствий по Мидгарду (земному
миру), Один, Локи и Хенир
остановились на привал. Однако
прилетевший откуда ни возьмись
орел начал мешать им жарить мясо
и требовал себе лучших кусков.
Тогда Локи, чтобы отогнать орла,
ударил его палкой. Тут-то он и
попался: орел оказался великаном
Тьяцци, принявшим птичий облик,
чтобы ввести богов в заблуждение.
Тьяцци унес Локи в свое жилище и
согласился выпустить только в
том случае, если Локи поможет ему
завладеть богиней Идунн,
владелицей золотых яблок,
дарующих молодость. Локи
вынужден был согласиться,
заманил Идунн в ловушку и
передал ее Тьяцци. Однако боги,
лишившись своих молодильных
яблок, начали стареть и
подступили к Локи с угрозами
убить его, если он не вернет все
на место. Тогда Локи, обернувшись
соколом, вновь полетел к Тьяцци,
похитил Идунн и доставил ее в
Асгард, город богов, а
преследовавшего его Тьяцци боги
убили.
Локи
также инициатор убийства
солнечного бога Бальдра, которое
приводит в конце концов к
крушению мира. На свободу
вырываются страшные чудовища,
многие из которых порождены тем
же Локи. Боги сражаются с ними и
погибают в борьбе. Земля
переживает всемирный потоп, а в
довершение всего явившийся из
огненной страны великан Сурт
сжигает все, что осталось после
потопа. Однако гибель мира не
окончательна - он должен
возродиться вновь. Сыновья богов
вновь должны заселить то место,
где прежде стоял Асгард - их
город. Также и люди должны
возродиться от единственной
пары, уцелевшей в священной роще.
Заключение
В
целом
скандинавская мифология
производит суровое и
возвышенное впечатление.
Очевидно, что она принадлежала
суровым и мужественным людям, не
боявшимся смотреть в лицо смерти.
Весь ход событий ведет к гибели
мира, и все участники знают, что
она неизбежна, но честно и стойко
исполняют свой долг. Подобное
мировоззрение было вызвано
образом жизни и социальным
положением скандинавских князей-ярлов,
их дружинников и поэтов-скальдов,
творивших в дружинной среде.
Чтобы поддержать свое высокое
положение в обществе, викинг-воитель
должен был без страха бросаться
навстречу опасности, иногда
заведомо зная, что этот поступок
приведет его к гибели. Весь строй
скандинавской мифологии призван
утвердить его в решимости не
отступать, но бесстрашно
исполнить свой долг. Таким
образом, скандинавская
мифология - плоть от плоти тех
суровых условий, в которых жили
те люди, что изобрели ее.
Источник: http://www.mythology.ru/tertia.htm |