Существа славянской мифология
АЛКОНОСТ
Алконост (алконос) — сказочная райская птица, в апокрифах и сказаниях
птица грусти и печали. Изображалась на лубочных картинках с крыльями и
человеческими руками, телом и лицом женщины. Образ Алконоста восходит к
греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращённой богами в
зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину
моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы,
забывает обо всём на свете.
АМАЗОНЫ
Амазоны — фантастические персонажи, которые изображались на русских
лубочных картинках, обычно с тёмными как у арапов лицами. Особого
распространения в мифах н преданиях эти персонажи не получили. Скорее
всего, так представлялись нашим предкам жители дальних неведомых
земель. Лик их был свиреп и воинственен, атрибутом было копьё или лук
со стрелами.
АНЧУТКА
Анчуткэ — в восточнославянской мифологии злой дух. бесёнок, обитающий в
болоте, имеет крылья. Помощник водяных н болотных. Ещё его называют
«беспятым», «беспалым»; хромота — одна из основных примет нечистой
силы. Анчутка — происходит, по-видимому от балтийского утка(маленькая
утка). В более позднее время — одно из русских названий чертенят. В
сказках он беспятый, потому, что волк ему пятку откусил.
АСИЛКИ
Асилки (осплкп, велеты) — богатыри-великаны. В мифах восточных славян
упоминаются жившие в древние времена великаны, которые создавали реки,
воздвигали горы. Когда же они сердились, вырывали с корнями деревья,
сбрасывали камни с гор, устраивали бури и штормы. Играючи, бросали в
небо булавы, чем вызывали гром. Возгордившись своей силой, великаны
стали угрожать небесным богам, рассердили их и были ими уничтожены.
АУКА
Аука — дух леса, который в отличие от леших и прочих из нежити, не спит
ни зимой ни летом. Зимой ему раздолье. Любит он морочить голову
человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Маленький,
пузатенький, щёки надутые. Как крикнешь в морозном воздухе — со всех
сторон «аукнет», заведёт в глушь. Вселит надежду, а сам водит до тех
пор, пока не утомится человек и не уснёт сладким морозным сном, обо
всём забыв.Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живёт, а изба у него с
золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у
него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у
Ауки....Аука затейный: знает много мудрёных докук, балагурья, обезьянку
состроит, колесом перевернётся и охоч попугать, инда страшно. Да на то
он Аука, чтобы пугать.
БАБАЙ
Бабай — злой ночной дух, старик с котомкой или с большим мешком, в
который он якобы забирает непослушных детей. Когда приходит время
ночного сна, бабай из огорода или из береговых зарослей приходит под
окна и сторожит. Услышит капризы и детский плач — шумит, шуршит,
скребётся, стучит в окно. Но нигде не встречается, чтобы бабай забрал и
унёс ребёнка, он только путает, скорее всего, им путают детей.
БАЕЧНИК
Баечник (перебаечник) — злой домашний дух. Появляется только ночью и не
любит, чтобы за ним наблюдали. После страшных разговоров, историй можно
слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, прерывисто-краткий
голос. Желательно не заговаривать с этими духами — добра не будет:
можно опасно заболеть. Представляется баечник старичком, маленьким,
неповоротливым.... Ходит босым, чтоб не слышно было, как он стоит над
человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать страшно или
нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наспится
и человек не проснётся в холодном поту. Ьсли в это время зажечь лучину,
можно увидеть убегающие тени, это он. В доме их четыре-пять. самый
страшный — усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от
перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.
БАННИК
Банник (баенник, лазннк бай-ник) — дух, живущий в бане, злой,
появляется в облике маленького нагого человечка с радужными глазами. В
нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго. Может
погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи).
Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и
загоняет в грудную клетку горячий воздух. Особенно не любит выпивох.
Умелые люди выгоняют его банным веником. Банник моется вместе с
чертями, лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это
время — запарят. Если уж случилось — убегать надо задом
наперёд.Заискивают расположение баинника тем, что приносят ему угощение
из куска ржаного хлеба, круто посьтанного крупной солью. А чтобы
навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную
курицу...
БЕЛУН
Белун — по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой
бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того,
кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него
темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на
опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног
зайчата скачут.За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун —
старик добрый.С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь
белый, ходил он всё утро по росистой меже, охранял каждый колос. В
полдень шёл Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался
на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку.
БЕСИЦЫ-ТРЯСАВЙЦЫ
Бесицы-трясавицы — духи болезней. Вначале так называли лихорадку, а
затем и другие болезни. В заговорах встречается 7, 10, 40, 77, но чаще
всего 12 болезней. Бесицы-трясавицы — серьёзные заболевания, они
считались «дщерями Ирода царя» и изображались в виде голых женщин
дьявольского обличья с крыльями. Имена их соответствуют функциям:
Трясея, Ог-нея, Ледея (насылает озноб), Гнетея (ложится на рёбра и
утробу), Гры-нуша или Хрипуша (ложится на грудь и выходит харканьем),
Глухея (голову ломит и уши закладывает), Ломея (кости и тело ломит),
Пухнея, Желтея (насылаетжелтуху), Корку-ша (насылает корчи), Глядея
(спать не даёт, ума лишает), Невея (поймает человека — не жить ему).В
Сильвестров день (15 января) заговаривают лихоманку Селиверстов день
гонит лихоманок - сестер за 77 верст. Для изгнания лихоманок, лихорадок
прибегали к помощи заговоров, главной особенностью которых и силой в
глазах крестьян был перечень всех имён демонов-лихорадок
«Тря-сея,огнея, глядел, авкаркуша, храпуша, пухлея, желтея, авея,
немея, глухея, каркуша», — из заговора XVIII века; «Хрипуша, ломея,
пухлея, дряхлея, дремлея, ветрея, смутница, зябуха», — из заговора XIX
века. Названные поимен-но,«окаянные дьяволицы» — трясовицы —«дщери царя
Ирода», предназначеннные для того, чтобы «мучить род человеческий», —
должны были отступиться от больного.
БОГИНКИ
Богинки — мифологические персонажи западных славян. Страшные обликом:
старые безобразные хромые женщины с большой головой, отвисшими грудями,
вздутым животом, кривыми ногами, чёрными клыкастыми зубами; по
поверьям, похищают и подменяют детей. Могут появляться в виде лягушек,
собак, кошек, показываться как тень, но чаще всего для людей они
невидимы. Ботиками становятся умершие роженицы, женщины-самоубийцы,
девушки, избавившиеся от плода, убийцы детей. Обитают в пещерах,
болотах, прудах, оврагах. Появляются ночью в ненастье.Богинки подменяют
детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей
превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их,
сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу на детей. Богинки опасны
также для скота; они пугают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей,
заплетают гривы.
Источник: http://www.cyxapu.net/pages-259.html |