|
Каталог статей
«Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение ч победа в борьбе с миром Фамусова. Чтение наизусть одного из монологов Чацкого или Фамусова.
Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух
начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным,
прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит
фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но
безответной любви к дочери Фамусова Софье. Еще до
появления Чацкого на сцене мы узнаем от Лизы, что он «чувствителен, и
весел, и остер». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее
холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо,
было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же,
что и между Софьей и Молчаливым: от любит не ту Софью, которую увидел в
день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение
психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять
Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к
ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и
суета». Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что
Софья может полюбить Молчали-на, что любовь не подчиняется рассудку.
Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать
Чацкого может его ослеплен* ность страстью: у него «ум с сердцем не в
ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт
общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее
холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он
высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского
общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о
«Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых
собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе:
Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?
Он не признает чинопочитания и подхалимства:
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как
кружево, плели. Чацкий полон искреннего патриотизма:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб
умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за
немцев. Он стремится служить «делу», а не лицам, он
«служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество
оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что
начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей
глаза на Молчалина, Софья страшится истины: Ах! Этот
человек всегда Причиной мне ужасного расстройства!
В разговоре с господином N она заявляет: «Он не в своем уме».
Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием
любви, о котором он сам говорил ей. Ее невольное предательство
становится уже обдуманной местью: А, Чацкий! Любите вы
всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?
Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...»
Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать
по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И. А. Гончаров
оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся
ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не
отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий.
Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость его устоев.
Софья произносит: «себя я, стен стыжусь!»
Источник: http://yroka.net.ru |
Категория: Литература | Добавил: ZZolotko (29.03.2010)
|
Просмотров: 1527 | Комментарии: 3
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
загрузка...
загрузка...
|