Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его
взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего
времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).
Образ Печорина — центральный в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». Все остальные персонажи сгруппированы вокруг
него, оттеняя отдельные стороны его характера и поступков, хотя каждый
из героев романа интересен сам по себе. Грушницкий.
Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Грушницкий отнюдь не
является злодеем, с которым стоило бы бороться. Он — посредственность,
ему присуща вполне простительная в его возрасте слабость —
«драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он
как бы стремится играть роль «существа, обреченного каким-то тайным
страданиям». Грушницкий — пародия на Печорина. Поэтому он и раздражает
главного героя романа, тот начинает своеобразную игру. Печорин
раскрывает истинное лицо Грушницкого: мстительного и подлого, способного
выстрелить в безоружного человека. Во время дуэли он предлагает
Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима: «Нам на земле вдвоем
нет места!» Грушницкий оттеняет истинность и значительность душевных
мук Печорина, этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность
его натуры. Но в ситуации с Грушницким проявляется и разрушительная сила
индивидуализма Печорина. Интересно и сопоставление
Печорина с Максимом Максимычем. Этот старый штабс-капитан — человек
честный и добрый, его суждения несут отпечаток жизненного опыта и
здравого смысла. Он привязан к Печорину, глубоко переживает его
холодность при неожиданной встрече. Искренность и непосредственность
Максима Максимыча оттеняют по контрасту вежливое безразличие Печорина.
Но в то же время очевидно, что Максиму Максимычу, живущему обыденными
житейскими заботами, совершенно не понятен мир Печорина, и это если не
оправдывает, то как-то объясняет нежелание Печорина отобедать с ним и
рассказать ему о своей жизни в Петербурге. Грушницкий и
Вернер — это две порознь существующие в жизни ипостаси характера
Печорина. Первый — утрированное отражение чисто внешних печоринских
черт, второй воспроизводит немало его внутренних качеств. В этом смысле
Грушницкий и Вернер представляют полную противоположность друг другу.
Внешняя красота и эффектность Грушницкого контрастируют с
непривлекательной наружностью доктора Вернера. Уродливо себялюбивой душе
Грушницкого противостоит обаяние «красоты душевной» Вернера: в душе
первого нет «ни на грош поэзии», другой — «поэт на деле». Грушницкий —
ограниченный эгоист, Вернер способен на подлинно гуманные чувства. Но
характер Печорина намного сложнее простой арифметической суммы качеств
одного и другого. Личность Печорина своеобразно
раскрывается и через его отношения с женщинами. О женщинах и любви он
говорит с иронией, разуверившись и в том и в другом. Но история
отношений Печорина с каждой из героинь приобретает драматический и даже
трагический характер. Бэла привлекает Печорина цельностью и
естественностью натуры. В «любви дикарки» он искренне пытается найти
забвение от мучавшей его тоски, но его беспокойное воображение
и ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Смерть Бэлы —
тяжелое обвинение Печорину. Но его вина искупается тем потрясением,
которое он испытал. Спустя много лет, когда Максим Максимыч упомянул о
Бэле, Печорин «чуть-чуть» побледнел и отвернулся... почти тотчас
принужденно зевнув». В истории с Мери раскрываются самые неприглядные
стороны печоринского индивидуализма. Затевая интригу, Печорин не
преследует никаких корыстных целей. Мери молода, привыкла к успеху,
самолюбива, доверчива. Ее обаяние начинает испытывать и Печорин. Лишь
извечный страх потерять свободу заставляет его подавить в себе
зарождающееся чувство. Печорин несомненно нанес Мери глубокую душевную
травму. Но и в резкости Печорина есть своеобразное благородство: он
откровенно говорит княжне, что не любит ее, чтобы не мучить себя и
девушку; вызывает на дуэль Грушницкого, защищая ее честь.
Вера. Любовь к ней — глубокое и давнее чувство: «Она единственная
женщина в мире, которую я не в силах был обмануть». Вера лучше, чем
кто-либо другой, «проникла во все тайны» его души. Их любовь — это
любовь-страдание. «Ты любил меня как собственность, как источник
радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно». Потеря Веры
переживается Печориным мучительно, так как любовь к ней была
единственным глубоким чувством, наполнявшим его жизнь.
Источник: http://yroka.net.ru |